Запрос предложений в электронной форме 44-ФЗ в 2021 году

Все ярче греет весеннее солнышко. Скоро заканчивается месяц март, а значит, на подходе 1 апреля — международный День смеха или День дураков (All Fool's Day). Это уж кому как больше нравится. Не знаю почему, но разработчикам закона «О контрактной системе в сфере закупок» (федеральный закон 44-ФЗ) эта дата особенно приглянулась.

Практически ежегодно именно с 1 апреля вступает в силу очередной пакет изменений в закон «О контрактной системе». Это известно всем, кто работает в сфере госзаказа. А знаете ли Вы, сколько раз вносились изменения и поправки в этом многострадальный закон. За 8 лет всего 79 раз. И это без учета второго оптимизационного пакета, который уже на подходе.

Ну и кто тут дураки – те, кто принимает такие законы, или те, кто пытается по ним работать?

Сегодня еще не 1 апреля, поэтому шутки в сторону. Разговор будет серьезным. В этой статье мы расскажем Вам, какие изменения ждут участников рынка госзакупок с 1 апреля 2021 года.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новая ч. 12 ст. 93 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» (закон 44-ФЗ), разрешающая проводить электронные закупки малого объема на сумму до 3 млн. рублей.Запрос предложений в электронной форме 44-ФЗ в 2021 году

  • Порядок проведения таких закупок выглядит следующим образом:
  • — поставщики формируют и публикуют на электронных площадках предварительное предложение о поставке товара. Срок действия предварительного предложения не может превышать 1 месяц;
  • — заказчики готовят и публикуют извещение о проведении закупки малого объема;
  • — электронная площадка в течение 1 часа предварительно отбирает 5 предложений поставщиков с минимальными ценами за единицу товара;

— если площадка отбирает от 2 до 5 предложений поставщиков, то заказчик в течение одного рабочего дня рассматривает эти предложения и принимает решение. Итоги рассмотрения оформляются протоколом, который публикуется на электронной площадке.

— контракт с поставщиком заключается по упрощенным правилам. Проект контракта размещается в ЕИС и на ЭП в течение 3 часов после размещения протокола. На подписание контракта поставщику и заказчику дается по 1 рабочему дню. Выставление поставщиком протокола разногласий не предусмотрено.

— если двух предложений от поставщиков не набирается, то ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление об отсутствии необходимого количества заявок в ЕИС. Закупка в этом случае не проводится.

(Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

Добавим, что Министерство финансов РФ выпустило 12 февраля 2021 г. письмо № 24-06-08/9591 “Об осуществлении закупок”, разъясняющее порядок осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с положениями ч. 12 ст. 93 федерального закона 44-ФЗ. Основные положения разъяснений Минфина:

— участником электронных закупок малого объема (до 3 млн. рублей) может быть любое физлицо (в том числе, оформленное в качестве ИП) или любая организация, не относящаяся к офшорным. Участники должны быть зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на электронной площадке;

— участие для потенциальных исполнителей будет приостановлено, если срок регистрации подходит к концу.

Чтобы можно было принимать участие в процедуре остаток периода регистрации должен быть не менее 3-х месяцев. Участники должны продлить регистрационный срок, чтобы возобновить право подавать заявки. Согласно ч.

9 ст. 24.2 закона 44-ФЗ подать заявку не получится, если до конца регистрации остается меньше 3 месяцев;

— при осуществлении закупок малого объема (до 3 млн. рублей) заказчики должны ориентироваться на совокупный годовой объем данных процедур, согласно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ;

— создание комиссионной группы для организации закупки у единственного поставщика не требуется. Такая комиссия нужна только при проведении конкурентных мероприятий (ч.1 ст. 39 закона 44-ФЗ).

  1. Электронные магазины для закупок малого объема

Апрельские изменения коснутся и п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ. Согласно нововведениям заказчики смогут организовывать закупки посредством, так называемых, электронных магазинов. Самого термина «электронный магазин» в контрактном законодательстве нет, но он достаточно широко распространен среди участников рынка госзакупок.

Через электронные магазины можно будет приобретать только товары (но не работы или услуги) при условии, что цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Эта возможность появится после вступления в силу ч.12 ст.93 44-ФЗ.

  1. Электронный запрос котировок

Запрос предложений в электронной форме 44-ФЗ в 2021 году

Согласно изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 82.1 закона 44-ФЗ, с 500 тыс. рублей до 3 млн.

рублей увеличивается предельное значение НМЦК, при котором заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запросов котировок в электронной форме.

Годовой объем таких закупок не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика, при этом исключается ограничение годового объема закупок, который в настоящее время не должен превышать 100 млн. рублей.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 36 закона 44-ФЗ заказчик будет вправе отменить запрос котировок не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Сейчас этот срок составляет 2 дня.

Кроме этого, с 5 до 4 дней сокращен минимальный срок подачи заявок участниками, который исчисляется со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Вносить изменения в извещение будет нельзя.

Продление срока подачи заявок при признании запроса котировок несостоявшимся не предусмотрено. Соответственно, если запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок или отклонения всех заявок, заказчик сразу может осуществить новую закупку.

Новый порядок проведения электронного запроса котировок не содержит положений об изменении и отзыве заявок. Формирование и размещение протокола разногласий при подписании контракта по итогам запроса котировок не допускаются.

(Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ)

  1. Электронное актирование в ЕИС

С 1 апреля 2021 года для участников контрактной системы становится обязанностью использование функционала по формированию и подписанию документа о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме. Данный функционал был реализован в ЕИС во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 04.12.2019 № Пр-2472 с 1 июля 2020 года.

(Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ)

Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.

В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.

Хотите больше новостей из мира госзакупок — присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте». Самые свежие новости, аналитические материалы, мнения экспертов, статьи о закупках из ведущих СМИ, официальные материалы, арбитражная и административная практика и многое другое.

Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !

Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году с ми

Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году.

На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС.

Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки.

Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле.

В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Обязанности закупочной комиссии

С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.

28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.

Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч.

 1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер.

На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.

В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица.

Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Читайте также:  Могут ли выселить из квартиры: все возможные случаи 2021

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО.

Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными.

Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Порядок проведения малой закупи 129.1 КБ

Скачать

Запрос котировок по новым правилам

Уже с 1 апреля 2021 года заказчик сможет закупать по новым запросам котировок. Чтобы проще было определить, когда стоит использовать такой способ, эксперт редакции составил 14 особенностей нового запроса котировок.

К примеру, изменить извещение о запросе котировок будет нельзя, так же, как и продлить запрос, если подана одна или 0 заявок. А с помощью комикса заказчики успеют за неделю подготовиться к новому запросу котировок.

А, чтобы вы не запутались мы разработали удобного помощника, он знает про новый запрос котировок все, и уже сейчас в формате чата готов ответить на вопросы и рассказать про преимущества такого способа. 

Заказчики привыкли использовать запрос котировок в электронной форме, когда надо закупить недорогой товар, и сделать это в сжатые сроки. С 1 апреля можно делать это быстрее и закупать товар с более высокой НМЦК. Заказчики будут использовать в своей работе новый формат запроса котировок, который сильно отличается от предыдущего.

Новый формат электронного запроса котировок

Закупать запросом котировок теперь можно будет до 3 млн руб., лимит в 100 млн руб. отменили, а процент от СГОЗ оставили прежним. Можно будет закупать не более 10 процентов. Новая процедура похожа на электронный аукцион.

Отменить процедуру будет возможно всего за один час до окончания срока подачи заявок. Направить контракт на подпись победителю нужно будет в течение трех часов после публикации протокола подведения итогов.

А подписать контракт вы сможете не раньше, чем через два рабочих дня с момента размещения протокола.

Важно

Обязанность заказчиков проводить запрос котировок по новым правилам вступает в силу с 1 апреля 2021 года (ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ).

14 особенностей нового формата электронного запроса котировок

Особенность 1. 

Максимальная цена для запроса котировок — 3 млн руб. Заказчик может проводить электронный запрос котировок на большую НМЦК и размещать меньше запросов по количеству процедур.

Особенность 2. 

Годовой объем — не более 10 процентов от СГОЗ. Предел в 100 млн руб. отменен. Если годовой объем закупок больше 100 млн, заказчик смело может закупать больше товаров электронным запросом котировок.

Особенность 3. 

Требования к содержанию заявки — как в аукционе. Придется переработать извещение и приложения к нему с учетом новых требований к участнику.

Особенность 4. 

Протокол подведения итогов. Необходимо разработать шаблон протокола итогов электронного запроса котировок.

Особенность 5. 

Срок подачи заявок не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС. Срок подачи стал меньше, значит, можно сократить срок извещения и получить товар быстрее.

Ситуация 1

Можно ли извещение об электронном запросе котировок разместить в ЕИС в выходной день?

Да, можно. В Законе № 44-ФЗ нет запрета размещать сведения о закупке в выходной день. Вы не ограничите конкуренцию, так как у претендентов теперь есть 4 рабочих дня, чтобы подготовить и подать заявку.

Срок для подачи заявок начинайте отсчитывать с первого рабочего дня, который следует за датой публикации извещения.

Например, если разместили извещение в субботу или воскресенье, четырехдневный срок начинается с понедельника, если опубликовали извещение в праздничный день — с первого рабочего дня. Вывод следует из части 1 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ.

Особенность 6. 

Отмена закупки за 1 час. Заказчик может отказаться от закупки в более сжатые сроки, если внезапно поменялись обстоятельства и потребность в товаре

Особенность 7. 

Внесение изменений в извещение о запросе котировок не допускается. Если заказчик допустил ошибку, у него есть возможность только отменить процедуру, а не изменить ее.

Особенность 8. 

Нельзя продлить извещение о запросе котировок. В случае подачи одной заявки или 0 заявок электронный запрос котировок признается несостоявшимся. Если подана одна заявка и она соответствует, заказчик сразу заключает контракт. Если все отклонены либо не поступило ни одной — проводит новую процедуру.

Особенность 9. 

Заключить контракт можно не раньше, чем через 2 рабочих дня с момента размещения протокола итогов. Заказчик может быстрее заключить контракт, а значит, проводить больше закупок и тратить на это меньше времени.

Особенность 10. 

Нет протокола разногласий. Заказчику с первого раза надо верно сформировать проект контракта

Особенность 11. 

Конкретные показатели можно не указывать, если в извещении есть товарный знак либо включена проектная документация. Комиссии заказчика меньше проверять документов и сведений

Особенность 12. 

Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с ОКСМ при поставке товара всегда, а также при услугах и работах с поставляемым товаром. Заказчик всегда проверяет, указал ли участник страну происхождения товара.

Особенность 13. 

При установлении требований нацрежима в ЭЗК, если участники не предоставляют подтверждающие нацрежим документы, товар приравнивается к иностранному. Заказчик рассматривает заявки участников по правилам нацрежима, если он предусмотрел требования в извещении.

Особенность 14. 

Заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта в пределах от 0,5 до 30 процентов и до 10 процентов для СМП. Требования к обеспечению исполнения контракта при электронном запросе котировок не изменились.

Проведение запроса предложений в электронной форме по 44 и 223 ФЗ 2021 г

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку 4. Видео-инструкция запрос котировок и предложений в электронной форме

Только в июле в 2018 году стало возможным проводить электронный запрос предложений. Однако после наступления 1.01 2019 г, данная процедура будет проводиться только в электронной форме.

Запрос предложений в электронной форме представляет собой процедуру по выявлению победителя запроса предложений, которым будет признан участник, направивший предложение соответствующее в большей степени требованиям заказчика. Эта процедура носит соответствие ст 83 44 ФЗ. Проведение запроса предложения в электронной форме похожа по действиям с процедурой по проведению конкурсов и запроса котировок, при ее осуществлении необходимо будет пройти следующие этапы: Также потребуется разместить остальную документацию к закупке Описание объекта закупки, требований контракта, а также обоснование НМЦК Условия, предъявляемые к форме и составу заявки на участие сведения о возможных изменениях со стороны заказчика, все условия оговариваются перед заключением договора регламент по проведению запроса предложений

К общим документам по проведению запроса предложений в ЕИС в обязательном порядке заказчиком публикуется проект контракта. Мы предоставляем услугу по подготовке документации по запросу предложений в электронной форме.

Основным отличием процедуры открытого запроса предложений является оценка не цены контракта, а условий его исполнения и то насколько они являются выгодными. При оценке заявок на запрос предложений происходит проверка их приближенности к положениям заказчика, которые прописаны в извещении. Когда заказчик приступает к рассмотрению техзадания, то вовремя его чтения необходимо будет особое внимание уделить:

  • Срокам исполнения контракта
  • Объемы работ и объемы поставляемых товаров
  • Изучить условия, предъявляемые к исполнителю
  • Все заявки, которые подаются участниками данной процедуры изучаются на соответствие требованиям проведения и оценки на основании установленных критериев.

Как только заявки будут рассмотрены и оценены, то после того заказчик должен будет на ЕИС разместить выписку из протокола осуществления данного вида закупки в электронном виде, при этом необходимо будет прописать выгодные условия. Это требуется для того, чтобы участник мог подать предложение с выгодными условиями. Подробнее о том как проводится запрос предложений по 44 ФЗ смотрите по этой ссылке. Участнику запрещается подавать окончательное предложение, которое будет содержать в себе условия, которые буду хуже изначальных. Победителем будет определен участник , который выбирается на основе критериев, установленных заказчиком в документации.Оказываем комплексное сопровождение при участии в запросе предложений в электронной форме!

             Обратитесь к нам за помощью мы поможем подготовить заявку на запрос предложения и выиграть его!

Обратиться за бесплатной консультацией Со стороны заказчики обязано быть опубликовано извещение и документов в ЕИС. Срок ее размещения в данном ресурсе составляет 5 дней до момента окончания заявки.

Заказчик не может в запросе предложений вносить корректировки в извещение или в документацию, после того как они будут опубликованы на ЕИС.

При проведении электронной формы запроса предложений оператор ЭТП получает заявку от участника в промежуток времени составляющий 1 час.

В течение этого часа он должен будет подтвердить ее получение и назначить заявке идентификационный номер.

Как только процедура подачи заявок подойдет к завершению, то не позже 1 дня оператор ЭТП должен будет отправить заявки заказчику. А заказчик в свою очередь обязан будет их получить и рассмотреть и только после этого разместить на ЕИС выписку из протокола осуществления запроса предложений. Заключительные предложения участников имеющих допуск может быть рассмотрен на следующий день после того как закончится время отправки предложений Итоговый протокол должен быть также размещается на ЕИС.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Читайте также:  Как записаться на сохранение номеров через Госуслуги?

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Запрос предложений в электронной форме по 44-ФЗ: что это за процедура, в каких случаях проводится и как в ней участвовать?

Два года назад законодатели дали право заказчикам проводить запрос предложений в электронной форме. А с 1 января 2019 года стал возможен только электронный формат этой процедуры.

При запросе предложений, как и при других видах закупок, соблюдается принцип конкуренции, который помогает определить будущего исполнителя. Заказчик размещает в ЕИС извещение и документацию о госзаказе, и информацию получает неограниченный круг лиц.

Из новой статьи вы узнаете, как сегодня проводится электронный запрос предложений.

Основания для проведения электронного запроса предложений

Весь алгоритм организации и проведения запроса предложений в электронной форме подробно описан в 44-ФЗ. Согласно ст.83.1 данное закупочное мероприятие начинается с размещения извещения в ЕИС. Побеждает участник, который подал выгодное для заказчика ценовое предложение. В этом суть торгов.

Заказчики проводят запрос предложений в ЭФ в соответствии с ч.2 ст.83.1 44-ФЗ, когда нужно приобрести следующие категории товаров/работ/услуг:

  • спортивные товары (инвентарь, оборудование, экипировку), необходимые для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • товары, работы, услуги, которые были предметом контракта, расторгнутого по ч.9 и ч.15 ст.95 44-ФЗ;
  • лекарственные средств для будущего назначения их пациентам после прохождения врачебной комиссии;
  • услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в зарубежные судебные органы или международные суды;
  • товары, работы или услуги по факту признания несостоявшимися некоторых других электронных процедур согласно ч.4 ст.55.1 (конкурс) и ч.4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • изделия народных художественных промыслов, зафиксированных в особом порядке, утвержденном российским правительством;
  • жилье у собственников-физлиц для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Важный момент! Согласно ч.5 ст.83.1 44-ФЗ заказчик не может отменять электронный запрос предложений и вносить корректировки в опубликованное извещение. Поэтому ответственные за подготовку документации и извещения лица не должны допускать ошибок.

Подготовка документов

Итак, заказчик решил провести запрос предложений в электронной форме. В этом случае вместе с извещением и проектом контракта он размещает в ЕИС закупочную документацию. При этом он обязан соблюдать сроки, указанные в ч.3 ст.83.1 44-ФЗ. Если мы говорим об извещении, то размещать его необходимо не позднее 5-ти рабочих дней до мероприятия.

В этот же 5-дневный период размещается документация электронного запроса предложений. В этом отличие этой процедуры, например, от электронного аукциона, при котором документация о закупке публикуется за 7 дней при НМЦК до 300 млн. руб. и за 15 дней при НМЦК более 300 млн. руб.

В извещении указывается информация, регламентированная ч.4 ст.83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии электронного запроса предложений;
  • требования для предполагаемых исполнителей и список документов и выписок, которые нужно подавать в составе заявки;
  • сроки мероприятия — день и время окончания подачи заявок и дата окончания их рассмотрения и оценки.

В техническом задании в первую очередь следует обращать внимание на то:

  • сколько времени отводится на контрактные обязательства;
  • сколько нужно поставить товара/выполнить работ;
  • каким требованиям должен соответствовать исполнитель (например, представить лицензии, допуски и т.д.).

Направление приглашений

Отличительной особенностью запроса предложений в ЭФ является то, что заказчик может разослать поставщикам, в которых он уверен, приглашения принять участие в процедуре (ч.3 ст.83.1 44-ФЗ).

Потенциальные исполнители должны соответствовать условию – иметь за последние полтора года заключенные контракты по аналогичному виду работ. Эти контракты не должны быть расторгнуты из-за несоблюдения исполнителем контрактных условий и обязательств.

Когда основанием проведения запроса предложений в ЭФ является приобретение товаров/работ/услуг в соответствии с п.2 ч.2 ст.83.1 (расторжение контракта по ч.9 и 15 ст.

95 44-ФЗ), заказчик имеет право письменно пригласить поучаствовать в торгах тех предполагаемых исполнителей, которые ранее были участниками госзаказа, по итогу которого и был расторгнут контракт.

Закупочная комиссия не может отклонить их заявки.

Письменно приглашать участников нужно не позднее 5-ти рабочих дней до даты  проведения электронного запроса предложений.

Составление заявки на электронный запрос предложений

Участнику следует внимательно и безошибочно готовить данный документ. К заявке (она подается на ЭТП в электронной форме) следует прикладывать всю информацию и документы, которые требует заказчик, в противном случае поставщик будет отстранен от участия в процедуре.

Состав заявки:

  • сведения об участнике: адрес нахождения, ИНН;
  • документальное подтверждение, что ТРУ соответствуют требованиям законодательства;
  • документальное подтверждение, что участник соответствует требованиям заказчика, указанным в закупочной документации;
  • документальное подтверждение соответствия нормам ст. 31 44-ФЗ;
  • принадлежность к СМП или СОНКО;
  • стоимость и документы согласно закупочной документации.

Оператор электронной площадки должен в течение 1 часа уведомить участника о получении заявки и присвоить ей идентификационный номер.

Рассмотрение поступивших заявок

Заказчик получает заявки потенциальных исполнителей от оператора ЭТП в течение 1 рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе предложений (ч.15 ст.83.1).

Следующим шагом является рассмотрение заявок и их оценка членами закупочной комиссии. Все заявки должны соответствовать установленным требованиям.

Заявка может не пройти дальше на основании норм ч.18 ст.83.1 44-ФЗ в следующих случаях:

  • предполагаемый исполнитель не соответствует требованиям, прописанным в извещении и документации к мероприятию;
  • участник подал ложные сведения;
  • нарушена структура заявки согласно ст.14 44-ФЗ.

В качестве примера неправильно составленной заявки согласно ст.14 44-ФЗ можно привести лекарства из списка ЖНВЛП, закупаемые для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Такие участники не проходят на основании п.1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30 ноября 2015 г. (кроме пункта 5 данного Постановления).

Специалисты заказчика не могут отклонить участника:

  • за отсутствие документов, указанных в п.5 ч.9 ст.83.1 (кроме запретов по положениям ст.14 44-ФЗ).
  • за непредставление в составе заявки документов, подтверждающих право предполагаемого исполнителя на преимущества для ведомств уголовно-исполнительной структуры или объединений инвалидов, согласно п.4 ч.9 ст. 83.1, ст. 28-29 44-ФЗ. Это указано в ч.18 ст.83.1 44-ФЗ.

После того, как заявки были рассмотрены, специалисты заказчика обязаны оценить их по критериям электронного мероприятия, которые указывались в извещении и документации о закупке (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

Оформление протокола проведения и выписки

После проведения электронного запроса предложений и рассмотрения заявок комиссией требуется подготовить протокол проведения закупки (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

Данный протокол имеет следующую структуру:

  • вся информация по отклонению заявок с обязательным указанием оснований для отстранения участников;
  • информация о заявке участника, который подал наилучшее предложение по исполнению контракта;
  • все критерии исполнения госзаказа, в том случае, если на участие в запросе предложений в ЭФ поступила только одна заявку.

К протоколу обязательно должна прилагаться таблица с оценкой всех участников мероприятия.

Затем нужно оформить и опубликовать в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписке содержится информация о выбывших участниках с указанием причины их отстранения, а также условия исполнения госзаказа из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Если поступило только одно предложение, то этот участник в выписке не указывается.

Срок размещения – до конца срока окончания рассмотрения и анализа поступивших  заявок (ч.20 ст.83.1).

Протокол проведения размещается одновременно с итоговым протоколом согласно ч.24 ст.83.1 44-ФЗ.

Рассмотрение окончательных предложений участников

Сотрудники заказчика рассматривают окончательные предложения участников на  следующий рабочий день после того, как они были отправлены (ч.23 ст.83.1).

Если окончательное предложение предполагаемого исполнителя ухудшило изначальную подачу запроса, то его отстраняют.

В этом случае и в случае, когда участник не направил окончательное предложение, первоначальное предложение и будет считаться окончательным для такого участника.

В запросе предложений в ЭФ побеждает участник, который представил наилучшее окончательное предложение по критериям, указанным в извещении и документации к закупке (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Если несколько окончательных представлений содержат идентичные условия, то побеждает то, которое было подано раньше. Победителем признается более расторопный участник.

Оформление итогового протокола

После прохождения всех этапов требуется подготовить итоговый протокол (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Содержание итогового протокола:

  • условия, указанные в окончательных представлениях всех участников;
  • решение, вынесенное после рассмотрения и оценки окончательных предложений;
  • порядковые номера, назначенные сотрудниками комиссии после анализа окончательных предложений;
  • итоги рассмотрения сведений, поданных участниками мероприятия.

Публикация протоколов

В соответствии с положениями ч.24 ст.83.1 44-ФЗ в ЕИС публикуются одновременно два документа: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Сроки заключения контракта

После публикации итогового протокола заказчик переходит к размещению проекта контракта в ЕИС, на это ему дается 5 дней.

Если у участника возникают разногласия по проекту контракта, то сроки подписания меняются. Что это значит?

  1. При наличии разногласий в 5-дневный срок участник направляет заказчику протокол разногласий. Протокол разногласий можно отправить только 1 раз (ч.4 ст. 83.2 44-ФЗ).

Если заказчик согласен с замечаниями, то в течение 3-х дней он публикует исправленный проект контракта, если не согласен – то публикует прежний документ с указанием причин, почему отказывается от внесения изменений.

Далее исполнитель в течение 3-х дней подписывает документ и представляет заказчику подтверждение перечисления обеспечения исполнения контракта. Заказчик подписывает проект так же в течение 3-х дней.

  1. При отсутствии разногласий выигравший торги участник подписывает контракт и отсылает заказчику подтверждение перевода ОИК.
  • Заказчик в свою очередь подписывает документ в течение 3-х рабочих дней.
  • После проведения электронного запроса предложений контракт заключается в промежуток 7-20 дней со дня подписания итогового протокола.
  • При обнаружении нарушений в ходе мероприятия, или, если участник считает, что его заявку отклонили неправомерно, то он вправе обратиться с жалобой в ФАС в течение 5-ти дней со дня подписания итогового протокола.

Причины признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся, и действия заказчика в этом случае

  1. Подана только одна заявка, соответствующая требованиям, указанным в извещении и закупочной документации или из всех поступивших заявок комиссия признала только одну соответствующей требованиям. В этом случае заказчик может провести процедуру у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
  2. Не поступило ни одной заявки или все заявки не соответствовали требованиям, указанным в извещении и закупочной документации. В этом случае заказчик (при необходимости) вносит соответствующие корректировки в план-график и проводит новую процедуру или осуществляет закупку у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Читайте также:  Как развестись в одностороннем порядке - Развод в одностороннем порядке.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

  • В чем главное отличие?
  • Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

44-ФЗ 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Кто поставщик
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Для кого могут установить преимущества
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Какими способами проводят закупки
  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
  • закупки у единственного поставщика.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

На каких площадках проводят электронные торги
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Финансовое обеспечение
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

Обеспечение заявки В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Стоимость участия в торгах
Победитель закупки платит площадке за победу:

  • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
  • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Антидемпинговые меры
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках.
Сроки проведения закупки
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Изменение и расторжение договора
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках.
Какие отчеты составляют заказчики
Госзаказчики размещают в ЕИС:

  • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
  • обоснования закупки у единственного поставщика,
  • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

  • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
  • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
  • годовые отчеты закупок среди МСП.
Обоснование цены
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
Требования к образованию сотрудников заказчика
  • При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
  • Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
  • Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
Можно ли жаловаться на заказчика
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

сравнение 44-фз и 223-фз 223-фз 44-фз

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *