Право пациента на информацию

Данная тема, при всей её кажущейся простоте, на сегодняшний день довольно актуальна. Всё большее распространение получают споры по вопросам получения от лечебных учреждений информации в различном виде, особенно в письменном.

На мой взгляд, это обусловлено как общим осознанием гражданами того факта, что у них имеются определённые права, так и некоторым ограничением права на получение таковой информации, действительно, имеющим место быть в ряде случаев.

Дабы быть предельно объективным, попытаюсь занять нейтральную позицию и привести правовое обоснование позиции каждой из сторон.

Большинство названных споров является всё же последствием несоблюдения гражданами порядка обращения за информацией. Как повелось на Руси издревле, любое сколь-либо значимое зачинание должно быть облечено в письменную форму.

Если же лицо планирует дальнейшую защиту своих прав, то письменная форма строго обязательна, так как его надлежащим образом оформленные письменные обращения будут являться доказательствами по делу.

Кроме того, отсутствие письменного заявления по рассматриваемой категории дел может явиться поводом для отказа в удовлетворении заявленных требований, основанного на несоблюдении обязательной письменной формы обращения.

Основная масса споров возникает из ситуаций, когда пациенту не предоставляется на руки его амбулаторная карта.

В случае обращения последнего к врачу и предшествующей попытки получить указанную карту в регистратуре лечебного заведения пациент сталкивается с отказом в её выдаче и пояснением о том, что пациенту не стоит напрасно беспокоиться, и карту медицинские работники направят врачу своими силами. С одной стороны, оно конечно, неплохо, опять-таки и идти по лестнице, действительно, легче без амбулаторной карты. Однако, у пациента возникает некоторая тревога.

В дальнейшем, уже у врача, гражданин начинает вновь настаивать на выдаче ему амбулаторной карты (не ознакомления, а именно выдаче), получает очередной отказ, что ещё в большей степени усугубляет сложившуюся ситуацию.

Медики, как правило, исходят из возложенной на них обязанности хранить амбулаторную карту непосредственно в лечебном учреждении, а также, как я полагаю, из опасений, что пациент, получив на руки карту, может её унести домой, утратить, подарить любимой девушке и т. д. и т. п.

В таком случае, возникнет ситуация необеспечения лечебным учреждением своей обязанности по надлежащему хранению амбулаторной карты, а также вытекающей из неё в ряде случаев обязанности в хранении врачебной тайны.

Что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на положении (возможно, и материальном — в части премии) конкретного работника, ответственного за хранение и сохранность карты.

На обязанность осуществления хранения карты прямо указывает Инструкция по заполнению учётной формы № 025/У-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», являющаяся приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 255:«Медицинские карты амбулаторного больного… хранятся в регистратуре…».

Информирование пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации

И.С. КИЦУЛ, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Д.В. ПИВЕНЬ, д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с соблюдением прав пациента на информацию, а именно о своих правах и обязанностях. Подробно рассматриваются организационные аспекты по информированию пациентов о их правах и обязанностях в медицинской организации. Даются рекомендации по разработке соответствующих локальных нормативных правовых актов медицинской организации и их содержания.

Обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья является важнейшим требованием деятельности медицинских организаций в современных условиях [1, 5].

В связи с изменениями в законодательстве по здравоохранению, а именно в связи с выходом в свет Федерального закона от 21.11.

11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Основы), это направление приобрело еще более сильное звучание по следующим причинам:

  • — появились новые законодательные нормы в отношении прав граждан и пациентов;
  • — соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья стало самостоятельным надзорным направлением в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности [2, 3, 4];
  • — добавились должностные обязанности для медицинских работников в связи с реализацией прав граждан в сфере охраны здоровья.

В данной статье мы рассмотрим одну из новелл, обозначенных в Основах,– право пациентов на получение информации о своих правах и обязанностях. В предыдущем законодательстве данной нормы не было, а ее появление в Основах поставило медицинские организации и врачей перед решением достаточно сложной организационной задачи.

Напомним, что отдельно права пациентов перечислены в п. 5 ст. 19 Основ:

  1. «Пациент имеет право на:
  2. 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  3. 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. 3) получение консультаций врачей-специалистов;
  5. 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  6. 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  7. 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  8. 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  9. 8) отказ от медицинского вмешательства;
  10. 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  11. 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  12. 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации».

Кроме того, права пациентов содержатся и в ряде других статей Основ, например, в ст. 6, где речь идет о приоритете прав пациентов, что также является новшеством российского законодательства по здравоохранению, в ст. 22 – право на информацию о состоянии своего здоровья и др.

Обязанности пациентов отражены в ст. 27 Основ:

«Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях». Здесь также следует подчеркнуть, что обязанности граждан в сфере охраны здоровья в российском законодательстве появляются впервые.

Подробно остановимся только на обеспечении отдельного права пациента, указанного в п. 5 ч. 5 ст. 19 Основ.

Указанный пункт гласит, что пациент имеет право на «получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья».

Становится очевидным, что с реализации данного права и начинается контакт пациента и медицинской организацией. Сама по себе формулировка при первом прочтении кажется простой, однако соблюдение указанного права на практике является достаточно сложной задачей.

Необходимо обратить внимание на то, что формулировка п. 5 ч. 5 ст. 19включает три самостоятельных компонента:

  • 1. «Получение информации о своих правах и обязанностях»,
  • 2. Получение информации о «состоянии своего здоровья»,
  • 3 «Выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья».
  • Становится понятным, что деятельность по соблюдению каждого из перечисленных выше прав, по сути, является самостоятельным направлением в работе медицинской организации и поэтому требует:

— разработки отдельных локальных нормативных правовых актов (внутренние положения, порядки, приказы, регламентами и т.д.);

  1. — организации работы в данном направлении;
  2. — соответствующей кадровой работы (обучение, пересмотр должностных обязанностей);
  3. — контроля за данной деятельностью (в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности).
Читайте также:  Налоговый вычет за потребительский кредит: как вернуть проценты

Что касается непосредственно права пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, то его практическая реализация сопряжена с определенными трудностями. Если, например, рассмотреть работу врача, ведущего амбулаторный прием, то время, которое отводится на одно посещение пациентом поликлиники, весьма ограничено.

В течение приема врач должен взять у пациента информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (которое может занять очень много времени и зависит от вида вмешательства), заполнить медицинскую документацию, собрать анамнез и жалобы, произвести осмотр пациента, сделать все необходимые разъяснения, выписать направления на исследования и рецепты и т.д.

В данном случае трудно себе представить, чтобы врач в устной форме информировал пациента о всех его правах и обязанностях при получении медицинской помощи. Это может занять не один час, учитывая весь объем правовой информации на сей счет, имеющейся в нашем законодательстве.

Возникает закономерный вопрос: каким образом осуществить информирование пациента о его правах и обязанностях с тем, чтобы соблюсти требования закона в очень ограниченное время? Вариантов может быть несколько:

1.    Разместить всю необходимую информацию на официальном сайте медицинской организации;

2.    Разместить информацию на стендах, расположенных в помещениях медицинской организации (холлы, кабинеты, регистратура и т.д.);

3.    Подготовить памятки (информационные листы), которые необходимо вручать пациентам при первом посещении медицинской организации или при их госпитализации.

Если использовать только первые два пункта или каждый из них по отдельности, то существует риск того, что пациенты могут предъявить жалобы, например, на мелкий почерк текста, неудобное расположение информации на стенде или сообщить о неумении владеть персональным компьютером. В таком случае можно будет считать, что информация не была передана или передана ненадлежащим образом.

Третий вариант является наиболее эффективным, при этом следует разработать и соблюдать соответствующую процедуру, которую нужно закрепить в локальных нормативных правовых актах.

Памятки (информационные листы), содержащие полную и подробную информацию о правах и обязанностях пациентов, должны передаваться последним под роспись с фиксацией в первичной медицинской документации.

В таком случае право именно «на получение информации…» будет соблюдено. При этом необходимо также использовать и сайты, и информационные стенды, где информация размещается в доступной форме, поскольку их наличие также является требованием надзорных органов.

Такой комплексный подход позволяет реализовать рассматриваемой в данной статье права с соблюдением требований современного законодательства по здравоохранения.

Организационные аспекты рассматриваемой проблемы должны регулироваться локальными нормативными правовымиактами и включаться в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Обоснованием для этого служат не только соответствующие положения законодательства (глава 12 Основ), но и достаточно жесткие требования Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. №1152.

Подпункт «а» п.

3 указанного Положения гласит: «Государственный контроль осуществляется путем: а) проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан….».

  • Далее 11 пункт Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности раскрывает содержание контроля деятельности медицинской организации по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, указывая на то, что при проведении проверок осуществляются следующие мероприятия:
  • «а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность проверяемых органов, организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
  • б) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
  • в) оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
  • г) экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту».

Следует обратить внимание на то, что при проведении проверок соблюдения в медицинской организации прав граждан в сфере охраны здоровья в соответствии с указанными подпунктами «а», «б» и «в» п. 11 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности медицинская организация должна предъявить разработанные ею документы, материалы и информацию.

Кроме того, необходимо в каждой медицинской организации определить ответственное лицо за организацию работы по информированию пациента о своих правах и обязанностях. Таким лицом может быть и сам руководитель.

Далее следует разработать соответствующий внутренний документ (положение, порядок, регламент и т.д.) медицинской организации, регламентирующий работу по информированию пациента о своих правах и обязанностях.

После этого очень важно провести обучение медицинского персонала по вопросам обеспечения прав пациента, а в последующем эту работу вести систематически.

Вся деятельность по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья является неотъемлемым компонентом обеспечения качества медицинской помощи.

Качества без соблюдения прав не существует, и это конкретно подчеркивается современным законодательством.

Разработка конкретных механизмов обеспечения прав пациента в медицинской организации является важной задачей для руководителей, и ее решение лежит, прежде всего, в плоскости разработки внутренних регламентирующих документов.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Александрова О.Ю., Крюкова А.А. Право пациента на информирование при проведении медицинского вмешательства // Правовые вопросы в здравоохранении. – 2013. — №3. – С. 54-65. 2.    Кицул И.С., Пивень Д.В.

О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях// Заместитель главного врача. – 2013. — №2. – С. 48-52. 3.    Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. – М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014.

– 172 с. 4.    Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов //Менеджер здравоохранения. – 2013. — №4. – С. 6-12. 5.    Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В.

Основы концепции обеспечения прав пациента// Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. — №1(27). – С. 14-19.

Доступ пациента к медицинской документации — Медицина и здравоохранение

Право пациента получать полную и достоверную информацию о состоянии своего здоровья прямо гарантировано законодателем как одна из фундаментальных основ оказания современной медицинской помощи. Пациент вправе получить сведения о состоянии здоровья, о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, диагнозе и его прогнозе и прочие сведения, касающиеся его состояния.

Другим важным аспектом в реализации права пациента на информацию выступает доступ к медицинской документации пациента.

Пациент либо его законный представитель вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать медицинские документы, их копии и выписки из документов (ч.ч.4-5 ст.22 Основ охраны здоровья граждан).

При этом та же статья 22 допускает ознакомление с документацией и получение документов в порядке, который установил уполномоченный орган власти, которым в данный момент выступает Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Настоящая статья посвящена рассмотрению целей, порядка, особенностей доступа пациента, а также его законного представителя к медицинской документации, развитию законодательства в этой сфере и выявлению правовых пробелов регулирования данного вопроса.

Особенности ознакомления пациента с медицинской документацией в свете Приказа Минздрава России N 425н

Наконец, в 2016 году принят «Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента», утвержденный Приказом Минздрава России от 29 июня 2016 года N 425н (далее по тексту — Порядок ознакомления).

Данный Порядок применяется с ноября 2016 года.

Как следует из самого названия документа, Минздрав изменил подход к урегулированию вопроса доступа пациента к документации — если ранее в порядке утверждались правила предоставления пациенту документов, их копий и выписок из документов, то теперь Минздрав России ограничился только правилами для ознакомления пациента с документацией. Вопрос получения документов остался все так же неурегулированным, однако теперь у медицинских организаций и пациентов имеются общие правила взаимодействия по вопросам ознакомления с медицинской документацией.

Основные особенности ознакомления пациента в новых условиях:

N п/п:Вопрос по порядку ознакомления пациентаРешение вопроса в рамках нового Порядка ознакомления с документацией
1 Лица, имеющие право ознакомиться с медицинской документацией Пациент и его законный представитель (п.1 Приказа Миндрава России N 425н).
2 Цель ознакомления с медицинской документацией Реализация права гражданина на получение информации о состоянии своего здоровья и на получение консультаций других специалистов (ч.1, ч.4 ст.22 Основ охраны здоровья граждан в РФ).
3 Основание для ознакомления с медицинской документацией Письменный запрос пациента или его законного представителя (п.2 Приказа Минздрава России N 425н).
4 Содержание письменного запроса на ознакомление с документацией
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента или его законного представителя;
  • место жительства (пребывания) пациента;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента или законного представителя пациента (при наличии);
  • реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (при наличии);
  • период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией;
  • почтовый адрес для направления письменного ответа;
  • номер контактного телефона (при наличии) (п.3 Приказа Минздрава России N 425н).
5 Кто рассматривает письменный запрос об ознакомлении Руководитель медицинской организации или уполномоченный заместитель руководителя (п.4 Приказа Минздрава России N 425н).
6 Срок рассмотрения письменного запроса на ознакомление
  • 30 дней (п.11 Приказа Минздрава России N 425н, ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»).
7 Где производится ознакомление с медицинской документаций
  • в помещении медицинской организации для ознакомления с медицинской документацией (п.5 Приказа Минздрава России N 425н);
  • непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, где пребывают пациенты, которым оказывается помощь в стационарных условиях или в условиях дневного стационара и передвижение которых по медицинским причинам ограничено (п.12 Приказа Минздрава России N 425н);с записями, сделанными в медицинской документации медицинским работником при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент знакомится непосредственно во время приема (посещения на дому) (п.13 Приказа Минздрава России N 425н).
8 Требования к помещению для ознакомления с медицинской документацией
  • график работы такого помещения устанавливается руководителем медицинской организации;
  • при установлении графика работы помещения учитываются графики работы самой медицинской организации и медицинских работников (п.7 Приказа Минздрава России N 425н);
  • в помещении ведутся учетные документы:

а) журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией; б) журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией (п.8 Приказа Минздрава России N 425н);

  • наличие возможности сделать копии предоставляемых пациенту документов в бумажном виде (п.6 Приказа Минздрава России N 425н).
Читайте также:  Узнать задолженность у судебных приставов

Некоторые моменты из утвержденного Порядка ознакомления вызывают вопросы в части толкования определений и положений правил ознакомления, равно как содержат неясные детали для практического применения:

— Кто является законным представителем пациента?

Основы охраны здоровья граждан неоднократно упоминают законных представителей как лиц, через которых определенные категории пациентов реализуют свои права, в первую очередь это несовершеннолетние и лица, признанные судом недееспособными. Данное понятие перешло и в Порядок ознакомления с медицинской документацией.

В отношении детей следует учитывать, что родители являются законными представителями своих детей, выступают в интересах детей в отношениях с любыми юридическими лицами без специальных полномочий (ст.64 Семейного кодекса РФ). Отдельной доверенности, указания родителя в том или ином бланке для осуществления полномочий в отношении ребенка не требуется.

Следует учитывать, что родители в рамках медицинского права выступают законными представителями в отношении ребенка, не достигшего возраста 15 лет, а в отношении ребенка, больного наркоманией, — 16 лет (п.2 ч.2 ст.22 Основ охраны здоровья).

Что касается законных представителей лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, то под такими лицами понимаются граждане, в отношении которых вынесено решение суда о признании их недееспособными, которое вступило в законную силу. Для данной категории лиц назначается опекун, который и исполняет полномочия представителя гражданина в рамках получения информации о состоянии здоровья пациента.

— Когда пациенту или его представителю можно отказать в ознакомлении с медицинской документацией?

Утвержденный Порядок ознакомления с медицинской документацией не содержит перечня случаев, когда допускается отказывать в предоставлении документации для ознакомления. Такие случаи можно вывести, проанализировав отдельные положения Порядка. Так, отказ в предоставлении медицинской документации поступает в случае, если:

  1. В письменном запросе отсутствуют обязательные данные или они указаны неверно (ФИО, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента или его представителя, реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя, период оказания медицинской помощи, за который требуется предоставить документацию и т.д.);
  2. Поступил запрос на ознакомление с документацией, не имеющей отношения к состоянию здоровья обратившего лица либо лица, чей представитель обратился с запросом. Зачастую родственники (муж, жена, бабушка, племянница и т.д.) пытаются получить доступ к медицинской документации пациентов, ссылаясь на родственные связи, однако поскольку круг лиц, имеющих право на ознакомление с документацией, ограничен только самим пациентом и его законным представителем, указанным гражданам в предоставлении документов для ознакомления надлежит отказать (исключение составляют случаи доведения информации о неблагоприятном прогнозе развития заболевания, которая не сообщается самому пациенту из гуманных соображений);
  3. Пациент или его законный представитель не предоставляют документ, удостоверяющий личность, либо документ, подтверждающий полномочия представителя, для внесения сведений в журнал учета работы помещения для ознакомления.

Также указанный закон определяет ряд случаев, когда обращение допускается оставлять без ответа или без ответа по существу:

  • если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение оставляется без ответа по существу с сообщением гражданину о недопустимости злоупотребления правом (ч.3 ст.11 ФЗ-59);
  • если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (ч.4 ст.11);
  • в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ч.6 ст.11) и т.д.
  • Последний момент особенно важен при рассмотрении запроса на ознакомление или предоставление информации о состоянии здоровья лиц, не являющихся пациентами или законными представителями пациентов, поскольку указывает на недопустимость простого игнорирования таких запросов, но предписывает разъяснять причину отказа в ознакомлении с документацией обратившемуся лицу.
  • С учетом отсылки Порядка ознакомления с документацией к общему порядку рассмотрения обращений граждан представляется допустимым классифицировать поступающие запросы на ознакомление как обращения граждан и отказывать в их рассмотрении (рассмотрении по существу) по мотивам, установленным общим порядком рассмотрения обращений граждан.
  • В целом, для организации деятельности медицинской организации в соответствии с введенным порядком ознакомления пациентов и их представителей с медицинскими документами требуется произвести следующие действия:
  • Разместить Порядок ознакомления с документацией для общего ознакомления;
  • Выделить помещение для ознакомления с документацией;
  • Внедрить ведение журнала предварительной записи и журнала учета посещений;
  • Назначить лицо, ответственное за рассмотрение письменных запросов на ознакомление (руководитель медицинской организации или его заместитель);
  • Назначить лицо, ответственное за ведение журнала предварительной записи и журнала учета посещений помещения для ознакомления;
  • Проинструктировать указанное лицо о порядке внесения записей в журналы, о необходимости предупреждения пациента о бережном обращении с документами, а также снятия копий с предоставляемых пациенту документов во избежание порчи или утери.

Источник: Электронный журнал «Организация медицинской деятельности» № 2, март 2017 г.

Права пациента

(В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Права граждан РФ в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

  • 1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
  • 2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  • 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  • 2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

Пациент имеет право на (статья 19):

  • 1. Выбор врача и выбор медицинской организации;
  • 2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • 3. Получение консультаций врачей-специалистов
  • 4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • 5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • 6. получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • 7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • 8. Отказ от медицинского вмешательства;
  • 9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • 10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • 11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Читайте также:  Что грозит виновнику за ДТП с пострадавшими - штраф, лишение прав, уголовная ответственность

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

Статья 20.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
  • Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
  • 1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  • 2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  • 3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях

Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выборе лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

3.1. Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях

С целью информирования пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации осуществляются следующие мероприятия.

1) На главной странице официального сайта медицинской организации в отдельном блоке под названием «Права и обязанности пациента» размещается информация:

— о правах и обязанностях пациента в соответствии с законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— о правах и обязанностях застрахованного в соответствии с законом Российской Федерации от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

— информация о правах потребителя в соответствии с законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей».

  • В блоке под названием «Права и обязанности пациента» на официальном сайте медицинской организации размещаются основные положения законодательства о правах и обязанностях пациента и указанные выше законы в полнотекстовом варианте.
  • 2) Информация о правах и обязанностях пациента в виде выдержек из соответствующих статей указанных в п. 1) законов, а также с указанием полного наименованиях данных законов и их реквизитов, размещается на специальных информационных стендах медицинской организации:
  • — в холле возле регистратуры (в приёмном отделении);
  • — в холле каждого структурного подразделения медицинской организации.
  • 3) У руководства медицинской организации, а также в каждом структурном подразделении медицинской организации в электронном или печатном виде имеются законы Российской Федерации, указанные в разделе «1. Общие положения», которые доступны для медицинского персонала и пациентов;
  • 4) В медицинской организации проводится соответствующее обучение медицинских работников не реже 1 раза в год;
  • 5) Каждым врачом (медицинским работником) при первичном осмотре пациента осуществляется информирование пациента о своих правах и обязанностях с отметкой в медицинской документации «О своих правах и обязанностях проинформирован» и подписью пациента.

При информировании пациента о свих правах и обязанностях на руки пациенту выдаётся памятка, в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации обозначены основные права и обязанности пациента. Форма указанной памятки утверждается руководителем медицинской организации.

6) На главной странице официального сайта медицинской организации размещаются ссылки на Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Полнотекстовый вариант указанной Программы размещается на информационных стендах медицинской организации.

Программа должна быть доступна для медицинских работников и пациентов в каждом структурном подразделении медицинской организации.

3.2. Информирование пациента о состоянии здоровья

1) Информирование пациента о состоянии здоровья осуществляется лечащим врачом или другим медицинскими работниками медицинской организации, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, в соответствии с требованиями ст. 22 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  1. 2) При информировании пациента о состоянии здоровья лечащий врач или другие медицинский работники, принимающие непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, сообщают лично пациенту в доступной для него форме информацию о состоянии здоровья в том числе сведения:
  2. — о результатах медицинского обследования,
  3. — о наличии заболевания,
  4. — об установленном диагнозе,
  5. — о прогнозе развития заболевания,
  6. — о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске,
  7. — о возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
  8. — о результатах оказания медицинской помощи,
  9. — о возможности оказания медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в стандарт медицинской помощи.

3) В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 ст. 54 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

4) Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

5) В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

6) Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7) Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

8) С целью обеспечения соблюдения требований законодательства по информированию пациента о состоянии здоровья руководителем медицинской организации утверждается соответствующая памятка.

Указанная памятка размещаются в блоке «Права и обязанности пациента» на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет, на информационных стендах медицинской организации, выдаётся пациентам на руки и доводятся до сведения пациентов иным доступным способом.

  • 9) Пациент в обязательном порядке в доступной для него форме информируется о состоянии здоровья:
  • — в начале оказания (в день первого осмотра лечащим врачом);
  • — в процессе оказания;
  • — и по результатам оказания медицинской помощи.

Частота информирования пациента в процессе оказания медицинской помощи зависит от частоты изменений сведений, указанных в п. 2) настоящего раздела.

Помимо этого, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту по его требованию или по требованию его законного представителя в соответствии со ст. 22 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г.

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

10) После каждого информирования пациента о состоянии здоровья в медицинской документации делается отметка «О состоянии своего здоровья в доступной для меня форме проинформирован». Ставится дата и подпись пациента или его законного представителя.

3.3. Организация информирования пациента о выборе лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

1) При обращении в медицинскую организацию за медицинской помощью пациент информируется лечащим врачом, другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, о своём праве на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

2) С целью реализации права пациента на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, а также права выбора лица на осуществление иных прав пациента, пациенту при обращении за медицинской помощью предлагается заполнить соответствующую доверенность по форме, утверждённой руководителем медицинской организации.

По желанию пациента в доверенности может быть указан только тот объём прав, которые пациент доверяет осуществлять от своего имени указанному им лицу. Указанная доверенность подклеивается в медицинскую документацию.

По первому требованию пациента доверенность аннулируется, или заполняется новая доверенность на иное уполномоченное им лицо, или изменяется объём делегированных прав.

3) В случае, если пациент напрямую запрещает информировать кого-либо о состоянии его здоровья, то в этом случае лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, ему предлагается написать заявление по утверждённой в медицинской организации форме на имя руководителя медицинской организации. В случае отказа пациента от написания такого заявления, запись о запрете информирования делается лечащим врачом в медицинской документации и подписывается пациентом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *