Ответственности не несут? Требования к школам

Ответственности не несут? Требования к школам

Какое право имеют учителя заставлять ребенка дежурить по классу или школе, убирать пришкольную территорию? Могут ли охранники не пускать ученика на занятия, если ребенок пришел «не в той» одежде или без сменки?

И самое главное, должны ли родители сдавать деньги на нужды класса и школы? Рассказывают юристы.

Конечно, многим родителям хочется, чтобы у детей были и новые парты, и интерактивная доска. Однако, лучше, когда такие закупки идут через родительский комитет или попечительский совет. Каждому внесшему деньги должен быть доступен отчет о собранных суммах и их целевом использовании (собрано денег столько-то, на парты затрачено столько-то, приложены сканы чеков и другие доказательства).

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит. При этом в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Внося деньги, вы должны быть уверены, что средства поступят по назначению. Этому способствуют: 

  • Устав школы, предусматривающий, что источником формирования ее имущества и финансовых ресурсов могут быть не только городская казна и внебюджетные средства, но и средства добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
  • Отлаженная система приема пожертвований и их фиксации, например, школьный приказ о порядке приема пожертвований.
  • Отсутствие принуждения (например, пункт приказа устанавливает принцип добровольности пожертвований).
  • Документальное согласие благотворителя на оказание помощи (благотворители заключают с администрацией договор о пожертвовании).
  • Отсутствие санкции для родителей (недопуск ребенка в школу, к занятиям, отчисление ребенка).
  • Финансовые отчеты с подробной информацией о поступлении и расходовании средств, доказательства целевого расходования денежных средств, использование денег исключительно на улучшение условий для получения детьми образования.

Важно! Благотворительность – это ваше право, а не обязанность. Любые денежные сборы — будь то сбор средств за охрану школы, услуги дополнительной уборщицы, на новые шторы, ремонт — акт доброй воли родителей. Школа может только просить сделать пожертвование, но не принуждать к внесению денег.

За учебники платить не нужно

В п. 1 ст. 35 Закона об образовании говорится, что пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания в обычном (некоммерческом) учебном заведении — бесплатное.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований… бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

За дополнительные занятия — в зависимости от обстоятельств

Согласно п.1 и 2 ст. 101 Закона об образовании, школы вправе оказывать платные образовательные услуги.

  • И с физическими, и с юридическими лицами должен быть заключен договор об оказании платных образовательных услуг.
  • В договоре должны быть четко прописаны необходимые дополнительные услуги и расценки на каждую из них.
  • Деньги за услуги должны проходить через школьную бухгалтерию. У того, кто платит за них, должны оставаться документы об оплате (чеки, квитки об оплате через банк).

Ни в коем случае платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Если школа берет с вас деньги за то, что уже оплачено из бюджета, деньги вам должны быть возвращены!

Если вас не устраивает качество закупленной одежды, или если вы считаете, что форма от поставщика/ производителя некачественная, отправьте ее на экспертизу.

Пожарная безопасность в школе

  • Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить пожарную безопасность в школе – с каких мероприятий начать, как провести обучение, какие обязанности возложить на ответственное за ПБ лицо, разработать инструкции по пожарной безопасности, подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе.
  • Ответственности не несут? Требования к школам
  • Основной документ, которым следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности в школе или на другом объекте, – это «Правила противопожарного режима в РФ».

Поскольку в школах одновременно находится больше 50 человек, по требованиям пожарной безопасности они относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Особые требования предъявляются к школам-интернатам, детским садам и другим заведениям, в которых дети и взрослые находятся целые сутки.

С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?

Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:

  • об установке противопожарного режима;
  • о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
  • о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
  • об установке порядка обучения по ПБ (обучение по ПТМ, система инструктажей);
  • о разработке и утверждении программ обучения по ПТМ, инструктирований. Программу обучения по ПТМ нужно согласовать в подразделении МЧС, которое вас курирует;
  • об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
  • об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
  • об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
  • о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.

После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.

Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:

  • регистрации инструктирований;
  • учета, осмотра огнетушителей;
  • техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
  • проверки гидрантов;
  • проверки помещений;
  • учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.

Обучение правилам пожарной безопасности в школе

В учебном центре обучение по ПБ проходят:

  • директор;
  • инженер по ПБ;
  • ответственное за ПБ лицо;
  • работники, которые занимаются газо- и электросваркой;
  • члены комиссии по проверке знаний по ПБ.

При наличии минимум 3 прошедших обучение в центре сотрудников в школе можно организовать обучение и проверку знаний сотрудников в собственной комиссии. Для этого нужно разработать и согласовать в курирующем органе МЧС программу ПТМ.

Здесь выбирайте, что будет выгоднее и проще – обучать сотрудников самостоятельно или отправлять их на обучение в центр. Например, если в школе задействован всего 1 сварщик, проще отправить его на обучение в центр, чем разрабатывать для него отдельные программы обучения и обучать его «у себя».

Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе

Инструкции по пожарной безопасности в школе разрабатывает инженер, инструктор по ПБ (или как эта должность прописана в штатном расписании). Если подобного специалиста в штатном расписании нет, ее разрабатывает ответственное за ПБ лицо.

Единого требования к Правилам противопожарного режима по этому поводу нет, поэтому работодатель может поступать по своему усмотрению. Читайте как составляются инструкции по пожарной безопасности , в том числе в школе.

Обязанности ответственного по ПБ в школе

Ответственный за ПБ в школе:

  • следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
  • обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
  • обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
  • организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
  • разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
  • контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
  • проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
  • организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
  • разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
  • разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).
Читайте также:  Завещание на долю в квартире: как оформить в 2021 году, образец

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.

Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?

Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.

Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).

Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.

Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(3

Ответственности не несут? Требования к школам

В школе ребенок проводит так много времени, что она становится буквально вторым домом. Но являются ли школьные стены надежной «крепостью», которая гарантирует ученикам безопасность?

Несколько лет назад в школах Новосибирска появились коммерческие гардеробы. Их открыли по просьбе родителей, которые готовы платить по 20-30 рублей в месяц ради того, чтобы одежда и обувь их детей оставались в целости и сохранности. Разумеется, бесплатные раздевалки никто при этом не закрывал.

Впрочем, сегодня школ с платными гардеробами в городе становится все меньше: в минувшем учебном году их было чуть больше двадцати, а в этом, по словам начальника отдела воспитательной работы Департамента образования мэрии Новосибирска Людмилы Черкашиной, останется и того меньше. «Мера эта — вынужденная», — утверждает Людмила Александровна. Она надеется, что, когда во всех школьных раздевалках сделают ремонт и наведут порядок, необходимость в дополнительных — платных — гардеробах отпадет сама собой. Родители подобный оптимизм не разделяют.

Что охраняет охрана

О новеньких «гриндерсах» Никита мечтал давно. Но цена этой мечты была способна подорвать семейный бюджет, поэтому родители поставили условие: мол, заканчиваешь четверть на одни «пятерки», тогда премируем тебя обновкой. Никита очень старался. И цель была достигнута. А через неделю новенькие ботинки «ушли» из школьной раздевалки в неизвестном направлении.

Директор школы при встрече с рассерженной мамой только развела руками: охранники ответственности за сохранность вещей не несут! «Так за что же я каждый месяц плачу?» — негодовала мама.

— Обязанности охранника — это только контрольно-пропускной режим и обход территории, — поясняет заместитель начальника управления образования Западного округа Москвы Ольга Владимировна Русина. — Дежурят охранники круглосуточно. И не зря.

Например, накануне нового учебного года в 3 часа ночи в московской школе №1009 кто-то влез по пожарной лестнице на второй этаж. Школа как раз после капитального ремонта, оснащена новой техникой. А решетки с окон убрали в целях противопожарной безопасности.

Получился лакомый кусочек для грабителей, которые и проникли в компьютерный класс. Охранник, обнаружив неладное, тревожной кнопкой вызвал милицию, и воришек поймали. Но ни за вещи учеников, ни за драки между ними охрана не отвечает.

Три года назад в школах появилась новая должность — заместитель директора по безопасности. Так что все вопросы — к нему.

Много дел, мало прав

Сегодня в Москве около 4 тысяч школ. Следовательно, столько же замов по безопасности.

Теоретически все они должны иметь юридическую и медицинскую подготовку: в их обязанности входит пресекать любую противоправную деятельность, а при необходимости оказывать первую медицинскую помощь.

Идею существования подобной должности заимствовали у израильских школ, ведь Израиль постоянно находится под террористической угрозой.

Но с тех пор как приказом руководителя столичного департамента образования в школах ввели новую должность, соответствующее обучение (оно организовано на базе Московского института открытого образования) прошли меньше тысячи человек.

— Как правило, заместитель директора по безопасности — это отставной военный или преподаватель ОБЖ, — рассказывает профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Московского института открытого образования Владимир Пилипенко. — Особых прав у человека, который занимает эту должность, нет. Одни обязанности. Поэтому его главная задача — уметь ориентироваться в том, куда и в каком случае обратиться: в милицию, в МЧС, в наркоконтроль и т. п.

Четверть века назад, когда еще не существовало ни платных охранников на входе, ни замов по безопасности, порядок в школе удавалось поддерживать силами самих учителей.

Просто на каждой перемене все педагоги выходили вместе с учениками в школьные коридоры.

Казалось бы, чего проще? А драк, несчастных случаев и прочих ЧП в присутствии взрослых случалось гораздо меньше, чем сегодня, когда большинство учителей тратят переменки на подготовку к следующему уроку, то есть из класса так и не появляются.

Впрочем, дежурство по этажам и сегодня никто не отменял:

— У нас в школе составлен четкий график, кто из учителей на какой перемене должен дежурить, — рассказывает директор московской школы №1192 Галина Келейникова. — В зоне их внимания не только коридоры и лестницы, но и туалеты.

Дело в том, что лет пять назад обнаружилось, что именно школьный туалет — самое «злачное», если так можно выразиться, место: в них происходили главные школьные разборки.

Но с тех пор как визиты дежурного учителя или администратора стали регулярными, ситуация нормализовалась.

— Пока ребенок находится в школьных стенах, администрация школы несет за него ответственность, — продолжает Галина Петровна. — Ради безопасности учеников все педагоги обязаны следовать нескольким простым правилам:

  • ученика нельзя выгонять с урока (если ребенок своим поведением действительно мешает занятиям, учитель может на время урока передать его с рук на руки социальному педагогу);
  • дети не могут покинуть школу до окончания занятий (исключение — записка от родителей с просьбой отпустить ребенка после какого-то урока. Мы на этот случай специальные талончики с печатью школы и моей подписью завели: такой талончик ребенок получает в обмен на записку и без него охранник никого не выпустит);
  • если записки от родителей нет, а ученик настаивает на том, что ему нужно уйти, тогда либо я, либо классный руководитель звоним родителям, чтобы те подтвердили слова своего ребенка.

Все — по закону

А вот школьная кража или драка — это забота милиции. Правда, за помощью к милиционерам школьники и их родители обращаются крайне редко.

— И напрасно, — считает старший оперуполномоченный по делам несовершеннолетних УВД Юго-Западного округа Москвы Владимир Огородников.

Он объясняет, что должность «детского опера» есть в каждом отделении милиции по всей стране. И если в школьных стенах происходит преступление, именно он обязан его расследовать. Чаще всего у школьников пропадают сотовые телефоны. И мало кто знает, что найти воришку можно.

Дело в том, что у каждого мобильника есть свой идентификационный номер (imei-контроль). Если заявить о пропаже в милицию, этот номер поставят на контроль: ежедневно стражи порядка по базе данных похищенных телефонов проверяют мобильники у подозрительных граждан.

Кстати, любой владелец сотового телефона может узнать его imei-номер, набрав *#06#.

А еще малолетние воришки порой звонят по украденному телефону, пока на счету не закончатся деньги. Сделать распечатку последних звонков и по ним найти преступника — дело для профессионала несложное.

— Если родители не поленятся дойти до отделения милиции и написать заявление о краже, грабеже или разбое (это когда преступники подошли, ударили и отобрали имущество), мы придем в школу и проведем расследование: побеседуем со школьниками и персоналом, выясним, кто где находился в то время, когда произошло преступление… Любую кражу можно расследовать и наказать виновных, — объясняет Владимир Огородников.

Но лучше не провоцировать воров. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил:

  • не давайте детям в школу лишних денег;
  • телефон следует носить всегда при себе: для этого сегодня существует множество приспособлений (декоративных шнурков, прищепок и т. п.);
  • убедите ребенка не разговаривать с незнакомыми людьми на выходе из школы — большинство грабежей и разбоев происходят не в самой школе, а на пришкольной территории;
  • маршрут ребенка из школы домой должен пролегать вдали от строек (для строителей-гастарбайтеров имущество ребенка — очень легкая добыча) и гаражей.

Жизнь и кошелек

Сегодня 99 процентов российских школ охраняют сотрудники ЧОПов, на долю вневедомственной охраны приходится всего 0,5 процента школ. В остальных (это малокомплектные учебные заведения) на входе сидят сторожа. Выбор вида охраны во многом зависит от финансовых возможностей родителей учеников.

Дело в том, что из бюджета оплачивается только охрана круглосуточных детских учреждений — интернатов, детских домов. За школьную охрану платят родители.

Читайте также:  Изъятие ребенка из семьи органами опеки

В наступившем учебном году в Москве один пост ЧОПа в среднем стоит 32 000 рублей (чем больше школа, тем дороже, и наоборот). Для сравнения: пост вневедомственной охраны стоит 126 000 рублей. А стоимость установки 1 видеокамеры — 70 000 рублей.

Маленьким школам подобные суммы не по карману, поэтому их администрация, как правило, нанимает сторожей. А в некоторых школах (по обоюдному согласию директора и родительского комитета) могут организовать и два, и три поста охраны — все зависит от желания и кошельков пап и мам.

А в Новосибирске, например, работа сотрудника ЧОПа стоит 55 рублей в час.

Почему родителей не пускают в школу

— В последнее время у моего сына Мишки по русскому языку сплошные «тройки», — жалуется Ирина. — Я хотела поговорить с учителем, специально отпросилась с работы. А меня за порог школы даже не пустили! Это что, зона строгого режима? И как я могу контролировать обучение своего ребенка?

Обычно в ответ на подобные вопросы чиновники от образования цитируют столичного мэра: «Москва — мирно воюющий город». И объясняют: после того, как стали происходить террористические акты, школы превратились в закрытые территории. Родители могут войти внутрь, но должны для этого заранее созвониться с учителем или директором.

Кстати, в связи с принципом «школа — закрытая территория» головной болью школьной администрации становится 1 сентября: бабушки и мамы первоклассников штурмуют школы с целью довести свое чадо до раздевалки и помочь ему переодеться. Анархия обычно продолжается до конца сентября. Позже администрация школ проявляет твердость: в конце концов, ребенок, который готов к школе, должен уметь одеваться самостоятельно.

В пяти школах Ульяновска на входе установлены электронные турникеты — через них посторонние люди войти не смогут. Но и остальные 95 городских школ закрыты для незваных гостей: «Если учителю нужно встретиться с родителями, он им позвонит и попросит зайти», — говорит заместитель начальника ульяновского управления образования Алексей Клоков.

А вот в новосибирских школах пропускной системы не существует: «После трагедии в Беслане, — объясняют в новосибирском департаменте образования, — мы на некоторое время ограничили посещение школ родителями. Но сегодня любые мама или папа вправе свободно зайти к любому учителю. В крайнем случае — если посетитель внушает охране недоверие — сотрудник ЧОПа проводит его до нужного кабинета».

Перевоспитываем «растеряшу»

В московской школе №1192 есть коробка забытых вещей: сюда, как правило, попадают футболки, кеды и спортивные брюки местных «растеряш».

Поэтому, не обнаружив дома что-то из спортивной формы или сменной обуви, ученики первым делом идут покопаться в заветной коробке — авось найдется! Как научить детей ответственно относиться к собственному имуществу? Советует кандидат психологических наук, преподаватель кафедры возрастной психологии МГУ Светлана Чурбанова.

«В норме к 6-7 годам ребенок умеет контролировать свое поведение настолько, чтобы вести общественную — школьную — жизнь. Если до школы он посещал детский сад, к школьным порядкам адаптироваться ему будет легче. Домашнему ребенку на адаптацию потребуются 2-3 месяца.

Многое зависит от уклада в семье. Если дома вещи разбросаны, ребенок переносит беспорядок и в школьную жизнь: куртку в школьной раздевалке повесит на один крючок, шапочку — на другой, обувь разбросает по углам. Попробуйте потом все найти! Так что дома родителям следует строго придерживаться правила «каждой вещи — свое место».

Порой вспышки рассеянности случаются у детей после каникул или болезни. Они отвыкают от школьных порядков, и на некоторое время им требуется контроль со стороны взрослых.

А еще, если человек теряет вещи, это говорит о его беззаботном к ним отношении. Стоит ребенку вложить в эти вещи труд — самому вышить варежки или помочь маме связать шарф, — как отношение изменится.

В 11-12 лет ребенок уже не должен терять вещи. В противном случае у родителей есть повод для беспокойства: возможно, ваше чадо переживает какой-то стресс.

И последнее: для школы нужно покупать такие вещи, с которыми вы теоретически готовы расстаться.

Статистика

Результаты исследований Московского городского психолого-педагогического университета:

  • 61 процент родителей считают школьную безопасность фактором риска;
  • 70 процентов российских подростков признают наличие насилия в школе;
  • 17 процентов подвергались психологическому насилию со стороны учителей и жестокому обращению со стороны одноклассников;
  • 30 процентов учителей считают, что помогать ребенку в подобных ситуациях — не их задача;
  • 50 процентов учителей признают, что не знают, как помочь ребенку в таких случаях.

Из истории школьной охраны

Охрана в школах появилась не так давно — 12 лет назад. Раньше за порядком следили дежурный администратор и сторож.

Но они не всегда справлялись с наплывом незваных гостей: окрестная шпана практически безнаказанно хулиганила во многих школах, которые напоминали проходной двор.

Когда страну потрясли террористические акты, один за другим были приняты несколько федеральных законов о борьбе с терроризмом. Благодаря им в школах и появились люди в форме.

За минувшие годы число охранных предприятий, которых привлекают к работе в школах, сократилось в разы.

Дело в том, что несколько лет назад в большинстве российских городов для них стали проводить ежегодный конкурс (среди прочих надежность ЧОПов оценивают и представители ГУВД).

По результатам конкурса школам рекомендуют проверенные ЧОПы. Через год собирают отзывы об их работе. Если нареканий нет, договор продлевают еще на год. А недобросовестных меняют.

Чем дольше конкретный ЧОП работает в конкретной школе, тем лучше: у его сотрудников уже наработаны связи с районными отделениями милиции. Кроме того, они знают в лицо всех учеников, учителей и многих родителей.

А как у них?

Мама двух школьников Наталья Велчева, которая живет в маленьком болгарском городке Пазарджик, за школьную охрану не платит ни копейки: в Болгарии эту обузу берет на себя государство. Кроме того, у каждого школьника есть личная пластиковая карта, которая и служит пропуском в школу.

На ней — фотография ученика, домашний адрес, имена родителей, их телефоны. Иногда еще и группа крови ребенка. Впрочем, охранники знают всех своих подопечных в лицо. Во время школьных перемен в солнечной Болгарии дети обычно гуляют во дворе.

За порядок там отвечают те же охранники: гоняют любителей покурить, разнимают драки.

«Кто отвечает за пропавшие вещи?» — Наталья задумывается: «У нас, например, ни разу ничего не пропадало. Бывает, дети просто что-то теряют или забывают. На этот случай в школе есть комната забытых вещей».

А еще за безопасностью болгарских школьников следят видеокамеры, установленные и в классах, и в коридорах школы.

Пять признаков безопасной школы

  1. Школьную территорию окружает надежный забор.
  2. Рядом со школой нет бесхозных построек и гаражей. Зато оборудованы дополнительные площадки по сбору мусора.
  3. Вблизи учебного заведения установлены все необходимые знаки дорожного движения.
  4. На школе установлены современные фонари наружного освещения.
  5. В школе есть противопожарная сигнализация и кнопка экстренного вызова милиции. Наличие системы видеонаблюдения желательно.

Вс обязал школы следить за учениками после уроков

Школа несёт ответственность за учеников и после завершения учебного дня: пока дети находятся на территории образовательного учреждения педагоги обязаны осуществлять за ними надзор, отмечает Верховный суд РФ. 

Он указывает, что законодательство исходит из презумпции виновности образовательного, медицинского, спортивного или культурно-досугового учреждения в причинении вреда несовершеннолетним во время нахождения его под надзором данной организации. 

Суть дела 

Высшая инстанция разбирала дело о компенсации морального вреда с родителей школьника, который упал на одноклассника, чем причинил ему тяжкий вред здоровью. Происшествие произошло в школьном дворе. 

Пострадавший подросток долгое время находился на лечении, перенёс тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение, также ему понадобилась помощь психолога. 

Мать ребёнка потребовала в судебном порядке взыскать с родителей ученика, причинившего травму ее сыну, моральную компенсацию, а те заявили встречные требования, в частности, о взыскании вреда с образовательного учреждения.

Супруги посчитали, что поскольку несчастный случай произошел на территории школы, то ответственность за причиненный ребенку вред должно нести образовательное учреждение. Они указали, что происшествие стало возможным из-за отсутствия контроля за детьми со стороны администрации школы, значит она и является надлежащим ответчиком.

  • Районный суд в удовлетворении этих требований отказал, обязав родителей выплатить ущерб пострадавшему ученику, апелляционная инстанция поддержала это решение.
  • Позиция ВС
  • «По требованиям о возмещении вреда, заявленным в соответствии со статьей 1073 ГК РФ родителями несовершеннолетнего, суд обязан привлечь к участию в деле в качестве соответчика образовательное учреждение, в стенах или на территории которого несовершеннолетний находился в момент причинения им вреда», — отмечает ВС. 
  • Если ребёнок или подросток причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, то именно это учреждение отвечает за причиненный вред, если не докажет, что ущерб возник не по их вине (пункт 3 статьи 1073 ГК РФ), напоминает ВС.
  • «Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения», — поясняет высшая инстанция.
  • Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания учеников, присмотра и ухода за ними, обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения (пункт 2 часть 6 статьи 28 закона от 29 декабря 2012 года №273).
  • Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации несёт образовательная организация (часть 7 статьи 28 этого же закона).
  • В специальном постановлении Пленума ВС также разъяснял, что в случае причинения вреда малолетним — в том числе и самому себе — в период его временного нахождения в детском саду, школе, гимназии или лицее, эти организации обязаны возместить причиненный ребенком вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора (абзац 3 пункт 14 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 года №1).
Читайте также:  Как проходит апелляция в суде?

При этом в пункте 16 этого постановления указано, что за вред, причинённый ребёнком или подростком, отвечают родители опекуны или попечители, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию детей: попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.

Образовательные же организации отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда, объясняет ВС.

«Суды  должны учитывать, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор, различны.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума следует, что образовательная организация, где несовершеннолетний временно находился, отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда.

Обязанность по надлежащему надзору за несовершеннолетними должна осуществляться образовательной организацией не только во время пребывания малолетнего в стенах образовательного учреждения, но и на его территории, закрепленной за этим учреждением в установленном порядке», — подчёркивает ВС.

Значит в данном деле школа должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда ученику, который находился на ее территории непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут), указывает ВС.

Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, в связи с чем школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия.

Суды исходили из того, что школьник получил травму после окончания уроков, при этом каких-либо школьных мероприятий на территории образовательного учреждения не проводилось.

К тому же администрация учебного заведения не принимала обязательства по сопровождению школьников до дома после окончания учебы или контроля за их поведением по окончании учебного процесса либо иные обязательства по передаче учащихся их родителям.

Между тем образовательные организации отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним, а такой надзор должен вестись в течение всего периода нахождения ребёнка в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории, отмечает ВС.

Поскольку происшествие произошло сразу после окончания занятий и на территории школы, то несовершеннолетние ещё должны были находиться под надзором образовательного учреждения. Таким образом, школа должна была являться соответчиком по делу о компенсации причинённого ущерба, считает он.

В связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Алиса Фокс

Несет ли школа ответственность за ребенка: какую ответственность школа несет за жизнь и здоровье ученика по закону

В зону ответственности образовательных организаций, прежде всего, входит качество обучения, а также охрана здоровья учеников.  

Согласно статье 28 закона «Об образовании в Российской Федерации», школа отвечает за выбор образовательной программы и её реализацию.

Также в ней должны быть созданы «необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся».

Это означает, что если школьник получит серьёзную травму, из-за которой не сможет посещать занятия больше одного дня, администрацию учебного заведения могут привлечь к юридической ответственности.  

Разберём на примерах, в каких случаях школа несёт ответственность за ребёнка.

Пример 1. Школьник получил травму 

Кто будет отвечать зависит от того, где и при каких обстоятельствах ученик поранился. Так, если ребёнок упал с каната на физкультуре или получил ожог на химии, ответственность ложится на учителя, который не обеспечил соблюдение правил техники безопасности, а также на администрацию школы. 

В зависимости от тяжести повреждений, к преподавателю может быть применено дисциплинарное взыскание, административное или уголовное наказание. Но даже если травма несерьёзная, родители вправе через суд потребовать со школы компенсацию физического и морального вреда. Если ученик получил травму на перемене, к ответственности привлекут дежурного учителя. 

Если же школьник травмировался по дороге домой, ответственность ложится на плечи родителей.

Пример 2. Дети отравились в школьной столовой

В этой ситуации, прежде всего, нужно пообщаться с родителями одноклассников и понять, насколько массовое отравление. Если не повезло одному ребёнку, доказать вину школы практически невозможно. 

Но если на плохое самочувствие после школьных котлет пожаловались сразу несколько ребят, необходимо написать коллективное заявление в Роспотребнадзор. На школе лежит ответственность за здоровье обучающихся, и директора могут привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности.

Пример 3. Школьная драка 

Если школьники подрались и дошло до ущерба здоровью, то зоны ответственности здесь разграничиваются примерно по тому же принципу. Если дети подрались в классе или на перемене, то, помимо родителей, отвечать будут ещё и учителя.

Если конфликт разгорелся за пределами школы, ответственность полностью лежит на родителях. Исключение — экскурсии и прочие внеклассные мероприятия от школы.

Но в обоих случаях администрация образовательной организации должна будет разобраться в случившемся и отчитаться перед местным отделом или департаментом образования.

Если до драки не дошло, но ребёнку порвали портфель или форму, разбираться стоит с родителями обидчиков. Хотя если учителя были в курсе и не вмешались в конфликт, к ним тоже может быть применено дисциплинарное взыскание.

Сложнее всего защитить школьника, подвергающегося психологическому насилию. Например, если ребёнка постоянно обзывают, то обидчика могут поставить на учёт к социальному педагогу, а педагогу, который знает об этом, но молчит, — сделать выговор. Но нужны неопровержимые доказательства.

Пример 4. У ребёнка украли телефон

Согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора, Минпросвещения, Рособрнадзора и Российской академии образования, школы могут ограничивать использование телефонов и других гаджетов. Так, в некоторых образовательных организациях ученики сдают телефоны при входе. В других запрещено пользоваться гаджетами на уроках, а на переменах нужно держать устройство в беззвучном режиме. 

В школьном уставе при этом может быть прописано, что ответственность за сохранность телефона и других вещей лежит на их владельцах. 

Пример 5. Ученика выгнали с урока

Учитель может выставить ученика за дверь класса только в определённых случаях:

  • если школьник нарушает технику безопасности, 
  • угрожает своим поведением жизни и здоровью других детей, 
  • ставит под угрозу сохранность материальных ценностей. 

Во всех остальных ситуациях это незаконно, и к учителю может быть применено дисциплинарное взыскание, а если с ребёнком произойдёт несчастный случай, педагога могут привлечь и к уголовному наказанию.

Ведь образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье ученика даже в том случае, если его пришлось удалить с урока.

Учитель, прежде чем попросить ученика уйти, обязан обеспечить его безопасность.

Требования к внешнему виду учеников по закону и по уставу: что школа может запрещать, а что нет?

Школы предъявляют много требований к внешнему виду учеников. Иногда эти требования противоречат законам и другим нормативным актам. Разбираемся, какие нормы и правила может диктовать школа, а какие нет.

Что случилось?

В начале сентября в школах Санкт-Петербурга и Перми школьниц отстранили от занятий из-за внешнего вида. Точнее из-за цвета волос — синего и розового. В обоих городах ситуации развивались по похожему сценарию: школьницу приводят к директору, она требует письменного распоряжения об отстранении от занятий, приказ издают с ошибкой, случай попадает в СМИ, в школу приходит проверка.

Скорее всего подобные ситуации случились во многих школах, просто о них никто не написал в соцсетях и СМИ. Часто ученики подчиняются требованиям администрации и не требуют, чтобы им выдали приказ о взыскании под подпись. И даже родители могут быть не в курсе нарушения, которое допустил их ребенок.

Что говорит закон о внешнем виде школьников?

В законе «Об образовании» сказано, что школа может сама устанавливать требования к одежде учащихся, ее цвету, фасону, знакам отличия. Требования должны быть оформлены в отдельном локальном акте, который, в свою очередь, должен быть утвержден профсоюзом, родительским советом и советом учеников. Раньше это было записано в статье 28, теперь в статье 38.

Обратите внимание, о цвете волос, проколотых ушах, татуировках и прочем в законе нет ни слова. Также в законе сказано, что школа сама формирует устав, в котором записаны нормы поведения. Но вряд ли цвет волос как-то мешает ученикам получать знания, общаться друг с другом и личностно расти.

Что может школа запрещать в локальном акте?

Получается, что в локальном акте о требованиях к внешнему виду школа может устанавливать цвет и фасон школьной формы, а также уточнять некоторые нюансы. Например, разрешить девочкам носить юбку или брюки, разрешить мальчикам не носить галстук и так далее. Устанавливать требования к прическе, цвету волос и другим внешним особенностям нельзя.

Что школа должна делать, если ученик нарушает требования?

Если ученик пришел в школу без формы, дежурный администратор должен сообщить об этом родителям ученика. В разговоре с ними он может попросить их привезти ему форму.

Если родители отказались, администрация школы может издать приказ об административном взыскании. С ним нужно будет ознакомить и ученика, и родителей.

Также администрация может провести беседу с родителями ученика и рассказать, как важно соблюдать правила школы и чем школьная форма может быть полезна ученику и школе.

Позвонить родителям, издать приказ об административном правонарушении и вызвать к директору — всё, что может сделать школа с учеником без формы

Никаких других мер в запасе у школы нет. Отстранять ученика от занятий нельзя — это нарушает конституционное право на получение образования. А если администратор отправит ученика домой, то нарушит закон «Об образовании»: он несет ответственность за него во время учебного процесса и не может отпускать одного из школы.

Если родители категорически против школьной формы, то администрация может предложить им перевести ученика в другую школу или на домашнее обучение. Но родители имеют полное право отказаться.

Если ученик не согласен, что он может делать?

Ученик должен звонить родителям или попросить об этом администратора. Родители должны быть в курсе нарушения, именно они договариваются с администрацией школы о следующем шаге. Даже если ученик будет сам защищать свои права, родители должны быть оповещены.

Ученик должен требовать приказ о взыскании. Он должен ознакомиться с ним и подписать. Приказ стоит внимательно прочитать и, если возникают сомнения, попросить локальный акт с требованиями к внешнему виду и устав школы.

Если администрация школы оказывает психологическое давление, можно забрать копию приказа, покинуть школу и вернуться на следующий день с родителями. Можно взять с собой адвоката. Если администрация не признает незаконность отстранения от занятий, можно писать заявление в прокуратуру или письмо в региональный департамент образования.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *