Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях

Расчет численности работников по охране труда в организации разъяснения  даны 20 октября 2020 года Государственной инспекцией труда в Омской области.

Нормативы численности предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно — правовых форм.

Количество работников определяют с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и «Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (далее – Нормативы), утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Сборник содержит нормативы численности работников службы охраны труда и условия формирования организационной структуры службы (специалист, бюро, отдел).

Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда:

  • управление охраной труда;
  • организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в организации;
  • организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
  • организация пропаганды по охране труда;
  • проведение вводного инструктажа;
  • организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации;
  • планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации;
  • оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях;
  • контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации;
  • расследование и учет несчастных случаев в организации.
  • Норматив определяет условия формирования службы охраны труда, состав работ, нормативную численность специалистов по охране труда.
  • Для расчета численности используются таблицы, приведенные в разделе 3 Нормативов.
  • Общая численность работников службы охраны труда определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности согласно раздела 4 Нормативов.
  • Следует отметить, что в случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.
  • В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше, численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.
  • Пример расчета количества специалистов по охране труда для организации с численностью работников до 100 человек при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5 (под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цеха, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения).
  • Рекомендуемое количество работников по Нормативам:

Таблица 1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в организации — 0,13.

Таблица 2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда — 0,13.

Таблица 3. Организация пропаганды по охране труда — 0,16.

Таблица 4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации — 0,46.

Таблица 5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда – 0,13.

Таблица 6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях — 0,26.

Таблица 7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда – 0,06.

Таблица 8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации – 0,18.

  1. Расследование и учет несчастных случаев в организации – 0,06.
  2. Итого, при суммировании показателей, рекомендуемое количество специалистов по охране труда в организации составляет — 1,57 человека.
  3. Таким образом, в штатное расписание организации необходимо ввести одну должность специалиста на полную ставку и одну должность на 0,5 ставки.
  4. Источник: Государственная инспекция труда в Омской области

Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях

Расчет численности работников по охране труда в организации: разъяснения Минтруда 

Количество специалистов по охране труда в организации: разъяснения о  численности даны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Письме от 26 сентября 2019 г. № 15-2/В-2363.

В соответствии с ч.1 ст. 217 Трудового кодекса РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России (ч. 4 ст. 217 ТК РФ). Минтруд России пояснил, что согласно п. 14 постановления Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г.

№ 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Также Минтруд России сослался на ч. 1 ст. 22 ТК РФ и абзац 2 п.

10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2, в котором указывается, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).

  • Таким образом, Минтруд РФ считает, что каких-либо конкретных требований к численности работников службы охраны труда закон не предъявляет, работодатель под свою ответственность принимает решение о количестве специалистов по охране труда в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.
  • Скачать Письмо Минтруда России от 26 сентября 2019 г. № 15-2/В-2363
  • Ольга Софронова

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Приказ об утверждении инструкций по охране труда для работников

Программа вводного инструктажа. Изменения с 01.03.2017

Инструкция по делопроизводству в государственных организациях утверждена Росархивом

Методика проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в Профсоюзе

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации (действующая редакция)

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст.

217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.

Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-1612, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Оспаривая Порядок в части обязательного участия в процессе аттестации рабочих мест сторонней организации, заявитель, по сути, ставит вопрос об изменении действующего правового регулирования. Оспариваемые положения Порядка не противоречат также статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации, которая закрепляет правила организации работодателями системы управления охраной труда. При указанных в данной норме условиях работодатель обязан принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ13-103, Апелляционная коллегия, апелляция Не было у суда оснований согласиться и с утверждением 0 0 0 «Элис Центр» о противоречии Порядка в оспариваемой части статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку эта норма закона не регулирует вопросы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 84-АД17-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), без прохождения в установленный срок периодических медицинских осмотров к работе с пищевыми продуктами допущены повар кондитер Л бармены Е Ф А повар Р 13. в нарушение статей 212, 217, 225 ТК РФ, пунктов 2.1.1 — 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций…
Читайте также:  Как проходит апелляция в суде?

Служба охраны труда в организации

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Служба охраны труда в организации

  • Данная служба представляет из себя независимую структурную единицу предприятия, в штат которой входят соответствующие специалисты.
  • Содержание
  • Под охраной труда в РФ подразумевается созданная с целью сохранения жизни и здоровья работника на протяжении его трудовой деятельности система, вбирающая нижеследующие мероприятия:
  • правовые;
  • социально-экономические;
  • организационно-технические;
  • санитарные и гигиенические;
  • лечебно-профилактические;
  • реабилитационные и другие.

Организация работы по охране труда возлагается на работодателя. В этих целях им формируется служба охраны труда, находящаяся в непосредственной подчиненности руководителя или одного из его помощников.

Данная служба представляет из себя независимую структурную единицу предприятия, в штат которой входят соответствующие специалисты. Нормативной базой, лежащей в основе деятельности этой единицы, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, коллективный договор, трудовое соглашение.

В своей деятельности работники службы охраны должны взаимодействовать с иными службами, с лицами, рекомендованными для охраны труда со стороны профсоюза или трудового коллектива, а еще и с органами управления охраной труда РФ. В качестве основной цели данной службы – создание безопасных условий труда для каждого работника.

Организация работы службы охраны труда

Управление охраной труда считается прерогативой работодателя (руководителя). Для первоначального формирования данной службы особых учредительных документов не нужно.

Но при этом, когда достигается определенное количество сотрудников, а также в то время, когда начинает использоваться утвержденная структура, работодатель издает приказ о создании этой службы.

Согласно этому приказу формируется отдельное структурное подразделение, которое подчиняется руководству компании или одному из уполномоченных заместителей, если на него будут возложены такие функции.

Следовать запросам охраны труда и иметь для управления данным процессом соответствующую структуру – обязанность любого коллектива, где имеются работники численностью от 50 человек и больше.

С этой целью на производстве происходит формирование службы охраны труда или в работу вступает специалист по охране труда, к которому предъявляются требования о соответствующей подготовке или опыте работы по данной специальности.

В случае же, когда численность организации не превосходит 50 единиц, функции охраны осуществляет сам руководитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя или назначенное им лицо.

Помимо этого, к данной работе в сфере охраны труда может быть привлечен работник-специалист, оказывающий услуги в этой сфере. Такой специалист приглашается на работу на основе гражданско-правового договора.

Организация, которая предоставляет этого специалиста, обязательно должна обладать аккредитацией.

Численность службы охраны труда

На предприятиях, где среднесписочная численность рабочих не достигает 700 человек и при этом не имеются рабочие, занятые на тяжелых или сопряженных с вредными и опасными условиями работах, функции охраны возлагают приказом на любого специалиста, возможно, юриста или бухгалтера.

В ситуации, когда численность работников предприятия выше указанной, то функции по охране труда могут быть возложены на подготовленных профессионалов.

Для объединений РФ с большой численностью для надлежащего выполнения функций охраны труда создается бюро охраны труда, штатная численность которой состоит из 3-5 человек вместе с начальником бюро.

Кроме того, возможно формирование отдела охраны труда, штатная численность которого может составлять 6 и более человек. Начальник отдела в соответствии с приказом является должностным лицом, которому принадлежит:

  • осуществление планирования и организация работы отдела;
  • разработка должностных обязанностей работников;
  • введение в курс дела новых сотрудников, назначаемых приказом руководителя.

Он должен предоставлять работодателю предложения по подбору кадров, поощрению отличившихся работников или применению дисциплинарных взысканий к работникам, не выполнявшим свои обязанности.

Структура службы охраны труда

Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:

  • численности работников;
  • условий труда;
  • имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
  • иных факторов.

Все про обязанности специалиста по охране труда

Любой труд должен быть безопасным, независимо от того, где и кем вы работаете и, естественно, эта обязанность работодателя должна контролироваться. И выполняет функцию контроля специалист по охране труда (СОТ), либо лицо, выполняющее данные обязанности.

Но не все знают, какие квалификационные требования должны предъявляться к специалисту по охране труда, какие обязанности должен выполнять и чем дополнительно часто нагружают СОТов.

А еще затронем у многих больную тему, расчета количества СОТов в организации, как может обосновать увеличение штата и многое другое. А если вам будет что добавить, пишите комментарии, обсудим.

Итак, начнем.

Содержание

Специалист по охране труда и его обязанности

  • Кто такой специалист по охране труда объяснять, наверное, никому не требуется, даже тем, кто никогда не сталкивался с ним по работе, название должности говорит само за себя.
  • Это серьезная специальность, непростая, на мой взгляд, требующая технического склада ума, потому что во многих отраслях необходимо разобраться с мануалами используемого оборудования для правильного оформления инструкций по охране труда, контролем за безопасным производством работ и так далее.
  • Но в то же время, специалист по охране труда в процессе своей работы постоянно контактирует с персоналом, специалистами и руководителями и ко всем нужно найти подход.

Все зависит от того, как вы себя изначально позиционируете и “поставите” в организации, как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Так и с должностью специалиста по охране труда.

С рабочим персоналом нужно стремиться, чтобы они прислушивались, следовали вашим требованиям и уважали, последнее гораздо важнее, нежели если они будут бояться. Для этого необходим постоянный контакт, где-то нелишним будет спросить, как дела, а где-то и объяснительную потребовать.

К ИТРовцам, необходимо найти свой подход, чтобы ответственные за безопасное производство работ приходили за советом, уважая за компетенцию, а не прятались при первом вашем появлении в их подразделении.

Но это лишь вершина айсберга, специалист по охране труда должен хорошо ориентироваться в законодательстве, постоянно отслеживания вносимые изменения в НПА, потому как это работа с огромным количеством документов, которые необходимо разработать и постоянно обновлять.

Не раз слышала такую фразу от начинающих СОТов: “Я решила этим заняться, потому что думала, что нужно разработать несколько инструкций и пару – тройку журналов вести, а все остальное время просто контролируешь, а оказалось, что это совсем не так”.

Конечно, не так, потому как если ты специалист по охране труда в небольшой организации, то занимаешься всем, пусть не в таких масштабах, как, работая в крупной фирме, но зато вся работа на тебе. Прокачиваются сразу все направления охраны труда, профессионализм растет быстрее 🙂

Но это лирика, а теперь по существу.

При какой численности вводится должность специалиста по охране труда

В каждой организации с численностью более 50 человек необходимо создавать службу по охране труда или вводить должность специалиста по ОТ (ст. 217 ТК РФ), который должен подчиняться напрямую работодателю (п. 3.1.1. Постановление Минтруда № 10).

Читайте также:  Арендные каникулы как прописать в договоре образец - Территория советов

Если штат менее 50 сотрудников, то обязанности по обеспечению безопасных условий труда, должны выполняться в любом случае и приказом по предприятию ложатся на одного из специалистов, который прошел обучение в учебном центре по охране труда.

Но как быть на предприятиях, где численность, предположим, 250 человек, как один специалист по охране труда может “тянуть лямку”?

В таком случае необходимо прибегнуть к расчету численности, который приведен в Постановлении Минтруда России от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

  1. Расчет проводится в зависимости от штатных единиц персонала, количества подразделений, удаленности объектов и прочих факторов.

Оставлю вам ссылку на данный расчет для скачивания. Он составлен таким образом, чтобы упростить вашу работу и рассчитать не составило большого труда!

Просто подставляйте свои значения из указанных таблиц Постановления Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014) «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Требования к специалисту по охране труда

В некоторых организациях до сих пор бытует мнение, что должностные обязанности специалиста по охране труда может легко выполнять делопроизводитель и по факту часто так и происходит.

Пока не произойдет несчастный случай или по итогам проверки не обяжут выполнить уйму мероприятий, которые направлены на устранение нарушений.

Именно для повышения престижа и авторитета профессии специалиста по охране труда Минтруд своим приказом № 524н от 04.08.14г. ввел профстандарт «Специалист по охране труда».

Эти требования к специалисту по охране труда введены для снижения травматизма на предприятиях, ведь если у вашего специалиста недостаточно квалификации, то и требования законодательства выполняться должным образом не будут.

Он в нужный момент не заметит опасности и это приведет к несчастному случаю. А ведь ему потом еще и расследовать. Тут-то и вскроются все больные места, которыми неквалифицированный сотрудник просто не занимался, по причине незнания.

От низкой подготовки специалиста по охране труда, могут страдать не только работники, но и работодатель. Поэтому в приказе указаны требования, которые должны предъявляться к специалисту по охране труда, принимаемому на данную должность:

  1. Высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» либо аналогичное, направленное на безопасность производственных процессов.
  2. Либо высшее или среднее профобразование, не по профилю техносферы, плюс повышение квалификации специалистов по охране труда (проф. переподготовка) в объеме 256 часов.

  3. При наличии высшего образования, требований к опыту нет, а вот, если образование среднее профессиональное, должен быть опыт не менее 3 лет работы в должности СОТа.
  4. При наличии на предприятии опасных производственных объектов, специалист по охране труда должен иметь аттестацию по промышленной безопасности.
  5. Это требования к специалисту по охране труда, к ведущим специалистам и начальникам отделов более жесткие, они также указаны в приказе № 524н. И при составлении должностных инструкций, нужно основываться на данные условия.

Не приписывайте себе лишних обязанностей, например, обеспечение безопасных условий труда работников, помните, за специалистом по охране труда только контроль!

Должностная инструкция специалиста по охране труда на моем примере, вам для ознакомления, при переходе по ссылке

То что законом предусмотрено, должно выполняться, в противном случае административная ответственность за отсутствие специалиста по охране труда “ляжет на плечи” работодателя (ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) от 50000 до 80000 рублей.

И даже если инспектор в ходе проверки выявит несоответствие квалификационным требованиям вашего СОТа, грозит штраф в таком же размере.

На практике не сталкивалась, чтобы инспектор настолько углублялся во время проверки, но, как говорится, “чем черт не шутит”, потому как запросить информацию, подтверждающую квалификацию могут и другие структуры:

  1. Если ваша компания нацелена работать на крупный холдинг, то квалификация специалиста по охране труда обязательно заинтересует заказчика.
  2. В ежеквартальных отчетах, предоставляемых кураторам по охране труда от Администрации МО, также должны указывать соответствие СОТа требованиям НПА.

Возможно, еще в каких-то случаях требуется предоставить информацию о профессиональной подготовке специалиста по охране труда, если вы знаете, пишите комментарии, этим поможете, тем СОТам, которые не могут добиться от руководителя отправить их на переподготовку.

Должностные обязанности специалиста по охране труда

Должностные обязанности специалиста по охране труда очень обширны, ошибается тот, кто думает, что можно будет сидеть и ничего не делать.

Поэтому приведу некоторый из них:

  1. Методическая помощь, разработка, внедрение документов в соответствии с требованиями НПА.
  2. А как всем известно их огромное количество, начинаю от инструкций и заканчивая расчетов профессионального риска, куда ни посмотри, везде должно быть положение, приказ, программа ил инструкция. Документов просто тьма.
  3. Контроль за качественной работой с персоналом.
  4. Сюда входит надзор за своевременным инструктированием, выявление дополнительной работы с персоналом после длительных больничных, перед началом разовых или опасных работ.
  5. Контроль за созданием безопасных условий труда персонала.
  6. Этот пункт очень обширен, сюда можно отнести и надзор за обеспечением в полном объеме спецодеждой и СИЗ, смывающими и обеззараживающими средств, обучением персонала, контроль за своевременным техническим обслуживанием оборудования и использованием только исправного инструмента.
  7. Наблюдение за полным медицинским обследованием работников и предупреждением развития профессиональных заболеваний.
  8. Организация проведения специальной оценки условий труда, с последующим возмещением работникам, положенных им гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
  9. Участие в расследовании несчастного случая на производстве.
  10. Участие – это еще слабо сказано, потому как вся основная работа, если у вас произошел несчастный случай, ложиться на плечи специалиста по охране труда.
  11. Контроль за соблюдением санитарного состояния рабочих мест сотрудников и мест отдыха.

Так перечислять можно еще достаточно долго, потому как обязанностей у специалиста по охране труда много, все зависит в первую очередь от специфики работы предприятия.

Но без дела не посидишь и постоянно приходится урегулировать, какие-то дополнительные вопросы. То работники жалуются на руководителей и требуют дополнительных средств и мер защиты и более безопасных условий, то работодатель хочет применить жесткие меры к недобросовестным сотрудникам.

Либо только расслабишься и решишь, что все документы в порядке, все работает слаженно, выйдут изменения в НПА, или произойдет несчастный случай или новая “вводная” от руководства поступит.

Круг обязанностей специалиста по охране труда очень обширен, так как пренебрежение им может привести к авариям, травмам и убыткам работодателям.

Ответственность специалиста по охране труда

Если коснуться вопроса ответственности, то она, как и у любого другого работника дисциплинарная. Работодатель имеет право наказывать за обоснованные косяки.

А вот самое интересное дальше, административная и уголовная ответственность, потому как она может возникнуть даже из-за неправильно оформленной должностной инструкции.

В первую очередь в ней должно быть указано, необеспечение безопасных условий труда, это обязанность руководителей подразделений, а контроль. Ведь нужно не забывать, что СОТ на предприятии выполняет функцию контролирующую и предупреждающую развитие аварийных ситуаций.

И опять же, нести ответственность за действия работников, специалист по охране труда не может так как они не находятся у него в подчинении.

А вот если не было достаточного контроля, к примеру, сотрудники не обеспечиваются спецодеждой и СИЗ, СОТ в курсе, но никаких действий не предпринимает, то тут уже возникает ответственность по причине отсутствия должного контроля.

При наступлении несчастного случая может возникнуть ответственность специалист по охране труда, если выяснится, что нет обучения, инструктажей и стажировки и работников, это говорит о том, что не было контроля.

Примеров можно приводить много, главное знать, что если вы выявили нарушение законодательства, например, не обеспечение работников СИЗ, напишите служебную записку на имя руководителя организации, проинформируйте его об этом, о тех последствиях, которые могут возникнуть в случае проверки трудовой инспекцией или при наступлении несчастного случая.

Как любит говорить один мой знакомый инспектор, когда выявляет косяк: “А вы писали служебку?”. Потому что в охране труда, не прикрыв себя и работодателя соответствующим документом, вы автоматически становитесь обезоружены перед административной и уголовной ответственностью.

Для этого нужно в первую очередь изучать НПА, грамотно разрабатывать необходимые документы, тщательно контролировать безопасное производство работ персоналом, требуя устранение нарушений своевременным составлением акта–предписания.

Читайте также:  Ответственность работодателя (санкции за нарушения трудового законодательства)

И всегда нужно помнить, что специалист по охране труда такой же работник работодателя, как и остальной персонал и должен выполнять свои должностные обязанности добросовестно и качественно (ст. 21 ТК РФ).

Предлагаю посмотреть видео, в котором кратко рассказываю о плюсах и минусах работы в должности специалиста по охране труда, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.

Цели специалиста по охране труда

  • Специалист по охране труда – это лицо дистанцированное от производства, находящееся между работниками и работодателем, а зачастую между молотом и наковальней.
  • Потому как нужно контролировать создание безопасных условий труда работников, напоминая работодателю о его ответственности по законодательству и требуя от него финансовых вложений, и в то же время защищать своего руководителя от небезопасных действий работников или жалоб.
  • Для этого нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за изменениями НПА, общаться с другими специалистами по охране труда, участвовать в различных конкурсах по охране труда, и главное предлагать руководителю выводить охрану труда на новый уровень, применяя какие-то ноу-хау.
  • Главное не сидеть на месте, сложа ручки, нужно качественно работать, потому что активный и хороший специалист по охране труда, постоянно подтверждающий свою компетенцию, всегда будет на особом счету у руководства, нужно только к этому стремиться.

Выводы

Если вы специалист по охране труда или решили им стать, то нужно знать, что за вами будет ответственность правильного ведения документов хоть и в основные обязанности входит контроль и организация, но документарной работы очень много.

И при возникновении ситуации, когда не знаешь, как поступить, работодатель давит, работники давят на жалость, поступай в соответствии с требованиями Трудового законодательства и НПА. Любое действие, должно быть аргументировано ссылкой на пункт статьи закона, где-то отстояв права работников, либо доказав, что справедливость на стороне работодателя.

Для этого нужно эти самые законы тщательно изучать и уметь аргументировать, что можно делать, а что запрещено, не отступая от своего доказывая обоснованную правоту. Причем не криком и с пеной у рта, а приводя примеры и доказательства из судебной практики, живые примеры всегда отлично работают.

  1. Да это иногда однообразная работа, но важная и нужная, потому как эта рутина может спасать людям жизни.
  2. Желаю вам безопасной и эффективной работы.
  3. Если вы начинающий специалист по охране труда и путаетесь в требованиях законодательства, сложно выстроить свою работу с нуля, обращайтесь за помощью.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации

Минтруд России своим постановлением от 8 февраля 2000 г.

N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее созданию и организации работы.

Что же касается направлений работы службы, то они приводятся в развернутом виде, подробно в «Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (в ред.

Приказа Минтруда РФ от 12 февраля 2014 г. N 96). Там же приводятся нормативы численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников, а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах.

По мнению авторов настоящей работы, главное в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они, как будет показано далее по тексту, весьма условны, требуют значительной корректировки.

Ценность указанного постановления заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы службы охраны труда, ее функции.

Во-вторых, содержание этой работы распределено по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру службы, — из каких функциональных подразделений она состоит.

Это, в свою очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.

Нормативы численности специалистов службы рассчитываются по каждому направлению ее работы отдельно на основе приведенных ниже таблиц NN 1-8. Полученные нормативы по каждому основному направлению работы службы суммируются. В результате получается общий норматив численности специалистов службы.

В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры.

Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.

Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием «до» следует понимать включительно.

Важно отметить, что нормативы численности, приведенные по тексту настоящего параграфа, не являются теми документами, которые определяют общую численность специалистов как по направлениям работы, так и службы охраны труда в целом. Эти нормативы рассчитаны лишь по одному показателю — численности работников организации.

Поэтому они лишь учитываются при определении численности специалистов службы. Работодатель определяет ее самостоятельно с учетом специфических особенностей организации: ее отраслевой принадлежности, вида производства, профессионального состава кадров, степени изношенности оборудования и т.д.

Следует также иметь в виду, что указанные нормативы имеют рекомендательный характер.

Далее по тексту пунктов 1-8 Межотраслевых нормативов комментируется приведенное в них содержание деятельности Службы по ее направлениям. Сначала приводится текст соответствующего пункта, раскрывающий содержание деятельности Службы по данному направлению ее работы. Затем — нормативы численности работников, занятых в указанной сфере деятельности, а после этого — комментарий к тексту пункта.

  • Что же касается самих нормативов численности работников Службы, приведенных в Межотраслевых нормативах, то рассматривая их в качестве минимальных значений, требующих в каждом отдельно взятом случае значительной корректировки, авторы не нашли оснований для их .
  • В то же время нельзя не отметить, что указанные нормативы представляют большую практическую ценность в качестве базовых, исходных, значений при расчете численности работников службы охраны труда в каждой организации.
  • 1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящая из:
  • изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
  • участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;
  • контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;
  • доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.
  • Таблица 1
NN п/пп Среднесписочная численность работников организации   Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
до 100 101-350 351-500 501-1000 1001-3500 3501 и свыше
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек
До 500 0,13 0,14 0,16
501-750 0,14 0,16 0,17
751-1 000 0,16 0,17 0,19
4. 1 001-1 500 0,19 0,21 0,24 0,27
1 501-3 000 0,28 0,31 0,34 0,37
3 001-5 000 0,40 0,43 0,46 0,51 0,56
5 001-7 500 0,55 0,58 0,63 0,68 0,74 0,81
7 501-10 000 0,70 0,75 0,80 0,86 0,93 1,02
10 001-20 000 1,30 1,35 1,41 1,48 1,57 1,68
20 001 и свыше 1,60 1,65 1,71 1,79 1,88 1,99

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *